Екатеринбурженка Анна — представительница одной из самых романтичных и рискованных профессий. Уже 23 года она смотрит на город с высоты птичьего полета. Чтобы попасть на рабочее место, крановщице каждый день приходится подниматься на несколько десятков метров без страховки. Когда новые знакомые узнают, кем работает Анна, ее засыпают самыми неожиданными и наивными вопросами. На них она ответила в нашем видео.
— Как вы стали крановщицей?
— В профессию как [попала]? Я не выбирала. Она меня выбрала. Когда пришли с папой писать заявление на подачу [документов], хотели, продавцом чтобы я была, а мест не было. Подсказали: «Давайте на крановщика». Никогда не думала, что буду работать, но получилось, — говорит Анна.
— Сколько минут забираетесь на кран?
— Зависит от высоты крана. У меня сейчас уходит минут 15, у меня маленький кран — 45 метров. А если кран 120 метров, это… У всех разная физическая подготовка. У меня уходило где-то минут 50. А так в среднем 30–40 минут.
— Быстрее подниматься или спускаться?
— Спускаться.
— Куда ходите в туалет?
— У нас есть версия лайт — это у нас майонезное ведерко 900-граммовое, которое крышечкой закрывается. Либо обрезанная бутылка пятилитровая.
— Это куда-то выливается?
— А что, думаете, строители зря в касках ходят? Нет, это, конечно, всё [убираем]. Вот я лично воду приношу тоже в бутылочке и потом всё сливаю в бутылку, уношу с собой.
— Как обедаете?
— С собой приносим обеды. У нас есть батарея, греем на батарее. Есть специальные ланч-боксы, которые подогреваются. Кто-то у нас вяжет, например, в обеды, в перерывы. Я пишу: стихи, песни. Бывает так, нагрянет на меня.
— Бывает страшно?
— Страшно только когда межсезонье, когда это всё обледенеет, ступеньки, вот тогда страшно. При сильном ветре страшно спускаться. Благо мне комплекция позволяет, меня не отрывает от ступенек, но страшно, ты чувствуешь эти порывы ветра, — рассказывает крановщица Анна. — У нас есть ограничение по погоде. У нас много кранов иностранного производства, и в -25 — всё, работа прекращается. Ветер сильный — тоже [страшно], конечно. А еще страшнее в жару. Хоть и окна есть, открываешь окна, кондиционера у нас, к сожалению, нет. И как спасаемся: берем водичку, обрызгиваем себя, полотенце на голову либо шарфик, что-то вот на это место, чтоб не так было жарко. Это действительно страшно.
— Есть у крановщиков страховка?
— Страховка: руки, ноги. Как крепко схватишься — вот и вся страховка. Получается, идет секция, лесенка, сзади есть всё-таки специальное ограждение. Опрокинуться невозможно.
— Как семья относится к вашей работе?
— В своей семье я единственная, кто работает на высоте. Мама и папа у меня высоты боятся, — говорит Анна. — Они боятся за меня, очень переживают. И мои двое детей тоже переживают. Когда у меня ребенок увидел подборку падений кранов, я прихожу домой, он у меня плачет: «Мама, уходи с крана», — я говорю: «Ну как, сыночек, ну куда я уйду?»
— Самое высокое здание, которое вы построили?
— Улица Высоцкого, 120 метров кран у меня был. Дом порядка 32 этажей был. «Палладиум», [бизнес-центр] — это моя первая самостоятельная стройка. Потом у нас парковка к «Высоцкому», Рощинская улица, там у нас около речки очень красиво было строить. ЖК «Каменный ручей», вообще много объектов по городу. ЖК «Северное сияние».
— За что вы любите свою работу?
— Наверное, то, что какая-то польза от меня есть, от того, что я работаю. Меня не будет, а вот эти дома построенные еще долгое время будут после меня. Это завораживает. Особенно закаты, восходы — это красиво. Когда ты внизу, все люди бегут куда-то, несутся, а на высоте ты сам с собой, есть время о чем-то подумать. Поразмыслить — ну это здорово.
— Катаетесь ли вы на колесе обозрения?
— Тьфу, детский сад. Не страшно вообще, никак не впечатляет. Вот дети если напрягутся, я говорю: «Что ты боишься, ничего страшного в этому нет». Я люблю нервы пощекотать. Дети у меня любят колесо обозрения, иногда мы ходим.
Почитайте репортаж нашего фотокорреспондента, который поднялся на строительный кран. А еще мы писали, как в Свердловской области 22-летняя девушка получила права на трактор — сперва даже ее родные были в шоке, но теперь поддерживают. Также мы рассказывали, что в такси Екатеринбурга стало больше женщин-водителей.