— Город-близнец Перми — Екатеринбург. У нас одни родители и один год рождения. В 2023 году два города отметили свой 300-летний юбилей. И, как у братьев это часто бывает, они жить друг без друга не могут и ссорятся, и конкурируют, кто главнее. Вот такая история любви и соперничества между двумя городами, — говорит преподаватель ПГГПУ Андрей Маткин.
Сейчас Пермь и Екатеринбург независимы друг от друга, но так было не всегда. Когда-то Екатеринбург был уездным городом Пермской губернии, центром которой была Пермь. Почему такое положение изменилось и что этому предшествовало? Разобраться в этом вопросе нашим коллегам из 59.RU помог директор Музея истории Пермского гуманитарно-педагогического университета и старший преподаватель Андрей Александрович Маткин. Часть сведений взята автором статьи из других источников.
У Перми основатель один, а у Екатеринбурга два?
4 (15 по новому стилю) мая 1723 года считается датой, с которой отсчитывается история Перми, в этот день началось строительство Егошихинского медеплавильного завода. При этом статус города и свое имя Пермь получила спустя 57 лет — в 1780 году по указу Екатерины, но об этом позже.
В том же 1723 году был основан Екатеринбург, а если точнее — железоделательный завод. Днем основания города считается 7 (18) ноября 1723 года, когда в цехах завода прошел пробный запуск боевых молотов. Основатели задумывали, что из Екатеринбурга будут управлять всей горнозаводской промышленностью Урала.
— Буквально с первых лет существования Егошихинского медеплавильного завода мы видим постоянную его связь с Екатеринбургом, — рассказывает Андрей Александрович. — Давайте начнем с того, что основателем Егошихинского медеплавильного завода у нас считается — Василий Никитич Татищев. Но если мы обратимся к историческим фактам, то увидим, что распоряжения о начале строительства Егошихинского завода давал Вильгельм де Геннин. Наверное, правильнее этих двух человек называть основателями Перми? И что интересно: у нас на территории первогорода, в Разгуляе стоит памятник Татищеву, а в Екатеринбурге, в центре города на Плотинке стоит двойной памятник Татищеву и Вильгельму де Геннину. Как же так получилось?
Василий Татищев — основатель Перми, Екатеринбурга и Ставрополя, который стоял на Волге (сейчас город носит имя Тольятти). С 1720-го по 1722-й и с 1734-го по 1737-й — начальник Уральских горных заводов. В ту пору Татищев имел отношение к строительству около 40 заводов на Урале. С 1741-го по 1745-й губернатор Астрахани. Также Татищев создал обобщающий труд по отечественной истории «История Российская».
Георг Вильгельм де Геннин по одним сведениям родился в Германии, по другим — в Голландии. В 1698 году его приняли на русскую службу фейерверкером (унтер-офицер в артиллерии). С 1713 по 1724 год был комендантом Олонецкого уезда и начальником Олонецких горных заводов. В 1722 году, после доноса Демидова на Татищева, Петр I снял Василия Никитича с должности и назначил генерал-майора де Геннина начальником Уральских горных заводов. Под его руководством продолжилась реконструкция старых заводов и строились новые, среди которых был и Екатеринбургский металлургический завод.
А теперь подробнее о том, кто и как основал два уральских города, о которых идет речь. Татищева отправили на Урал в качестве начальника Уральских горных заводов. По сути, он выполнял здесь волю Петра I, который хотел создать на Урале новый комплекс казенной металлургической промышленности.
Татищев со своей командой пришел к выводу, что в том месте, где Егошиха впадает в Каму, можно построить медеплавильный завод. Для этого он решил перевезти из Кунгура оборудование остановившегося медеплавильного завода и его рабочих. С Екатеринбургом была похожая история. Татищев и его коллеги решили перевезти оборудование Уктусского завода на реку Исеть, где впоследствии и появился город Екатеринбург.
К тому времени, когда Татищев приехал на Урал, здесь уже работали частные металлургические заводы, принадлежавшие заводчикам Демидовым. Демидовы были основными поставщиками металла для русской армии в начальный период Северной войны. Кстати, до начала Северной войны со Швецией, Россия огромную долю металлов покупала в Швеции. С началом войны остро встал вопрос об импортозамещении.
Демидовы пользовались покровительством Петра I и его помощников. Но Петр хотел создать государственную промышленность. Таким образом, возникло противоречие. С одной стороны, на Урале функционировали частные заводы. Теперь же сюда приехал государственный человек и начал строить казенные заводы. Частным владельцам такая ситуация не понравилась. Они увидели в этом опасность конкуренции и перспективу снижения собственных доходов, — рассказывает Андрей Маткин. — Очень быстро между Демидовыми и Татищевым возник конфликт частных и государственных интересов. Демидовы написали Петру I донос о том, что Татищев взяточник, коррупционер, мешает их предпринимательской деятельности, препоны всякие чинит. Отношение же Петра к коррупции нам известно. Если его человек — его чиновник уличался во взяточничестве, его ожидало суровое наказание. К примеру, в это же время в Петербурге на площади был за коррупцию повешен генерал-губернатор Сибири Гагарин.
Матвей Гагарин — первый губернатор Сибири, он руководил Сибирской губернией с 1711 по 1719 год. Его называют одним из крупнейших казнокрадов страны. Он ввел незаконные поборы с крестьян, расходовал казну на личные нужды, его обвиняли в коррупции при распределении прав на пивную и винную торговлю, злоупотреблениях при торговле с Китаем и так далее. Для него, например, итальянский мастер построил одну из самых пышных московских резиденций (она не сохранилась). После жалоб началось расследование, итогом которого стала казнь.
После доноса Демидовых под Татищевым земля закачалась очень сильно. Он буквально рисковал своей жизнью. В этот момент на исторической сцене и появилась фигура Вильгельма де Геннина.
Петр I назначил Вильгельма де Геннина новым начальником Уральских горных заводов. Де Геннин должен был продолжить дело, начатое предшественником, в том числе построить Егошихинский и Екатеринбургский заводы. Кроме того, ему необходимо было провести расследование и выяснить, действительно ли Татищев был преступником. Сам же Татищев отправился на Урал вместе с Вильгельмом де Генниным, в качестве подследственного и его помощника, который должен был ввести нового начальника в курс дел. Проведя расследование, Вильгельм де Геннин написал Петру I доклад о том, что Татищев ни в чем не виноват, при этом в тексте письма есть такие строки: «...я оного Татищева представляю без пристрастия, не из любви или какой интриги или б чьей ради прозбы. Я и сам ево рожи калмыцкой не люблю, но видя ево в деле права и к строению заводов смышлена, разсудительна и прилежна». Татищев пробыл на Урале до конца 1723 года и принимал деятельное участие в строительстве Егошихинского и Екатеринбургского заводов.
Несмотря на то, что истории Перми и Екатеринбурга начинались одинаково, были между ними и отличия. Екатеринбургский завод был крупнее, чем Егошихинский. Точнее сказать, в то время на месте нынешнего Екатеринбурга была построена целая группа заводов. В 1725 году в Екатеринбурге начал работать монетный двор. Он просуществовал до 1876 года, на нем производили 80% медных денег страны. Кроме того, Екатеринбург во второй четверти XVIII века стал центром горнозаводского Урала. В 1720-е годы на Урале сформировалась горная администрация. Горное правление, разместившееся в Екатеринбурге, напрямую подчинявшееся Российскому правительству, руководило казенными уральскими заводами, в том числе Егошихинским.
Уральские заводские поселения, имевшие строгую отраслевую вертикаль власти, с юридической точки зрения сложно назвать городами. В Петровскую эпоху в российских городах, имевших крупное купеческое сословие, создавались сословные выборные органы — ратуши и магистраты. Ни в Егошихинском заводе, ни в Екатеринбурге в первой половине XVIII века не было ни сословия купцов, ни ратуш, ни магистратов.
Пермь стала столицей, но лишь на бумаге?
Статус городов вместе со своими гербами Егошиха и Екатеринбург получили благодаря Екатерине II. В 1780 году по указу императрицы Егошиха получила вместе со своим новым именем — Пермь, статус города-столицы новой Пермской губернии и центра наместничества. А Екатеринбург стал уездным городом Пермской губернии в 1781 году. Екатерина II в то время проводила административно-территориальную реформу Российской империи, в ходе которой 20 огромных губерний были разделены на 40 новых, более мелких. При этом часть губерний объединялись в наместничества. Перми (бывшей Егошихе) суждено было стать столицей Пермской губернии и центром Пермско-Тобольского наместничества.
Кстати, некоторые исследователи придерживаются мнения, что история города Перми начинается именно с 1781 года, а не с 1723-го. Не вдаваясь глубоко в детали этой дискуссии, хотим высказать мнение, что при подобном подходе, необходимо пересматривать датировку возникновения не только Перми, но и Екатеринбурга и многих других уральских городов.
— Почему же, обследовав все Уральские города, Екатерина II решила сделать столицей огромного региона (по сути, всего Урала) крохотный Егошихинский заводской поселок, а не Кунгур, Соликамск, Чердынь или тот же Екатеринбург? А всё из-за Камы, — рассказывает Андрей Александрович. — В XVIII веке такие реки, как Кама, Волга, были основными транспортными артериями. У нас не было железных дорог, не было автомобильных дорог, авиации — всего, что мы имеем сейчас. Основные грузопотоки шли по рекам. <...> По реке все перевозилось быстро, относительно безопасно и гораздо дешевле. Егошиха (Пермь) оказалась в очень удобной точке, куда сходились речные пути огромного Уральского региона. В том числе и из Екатеринбурга, из которого караваны судов с металлами шли через Чусовую в Каму и дальше на Волгу.
К последней четверти XVIII века Екатеринбург стал вторым по численности населения городом Урала после Оренбурга. Город в основном населяли мастеровые и работные люди, купцы и цеховые ремесленники. В 1796 году по реформе Павла I Пермско-Тобольское наместничество было ликвидировано, а Пермская губерния стала самостоятельной единицей.
Пермь, расположенная в Предуралье, оставалась столицей Пермской губернии, ее административным центром. Екатеринбург же был центром Уральской промышленности, — говорит историк. В Екатеринбурге располагалось Горное начальство. Все нити управления заводами, в том числе и тех, что находились на территории нынешнего Пермского края, тянулись в Зауралье.
«Если бы у Екатеринбурга была Кама, ему никакая Пермь не нужна была бы вовсе»
Пермь в первой половине XIX века была городом, вовлеченным в речную торговлю. В 1780-е годы закрылся Егошихинский медеплавильный завод. С этого момента и до середины XIX века в городе практически не было крупных промышленных предприятий. Пермь была административным, религиозным, торговым и культурным центром, но в промышленном отношении она «сошла на нет». А Екатеринбург продолжал расти, накачивать свои мускулы и богатеть, хотя по-прежнему юридически продолжал оставаться уездным городом Пермской губернии. Что такое уездный город? Это районный центр.
С середины XIX века судьба Перми стала меняться. Во-первых, возник «пароходный бум». Были изобретены пароходы, и характер речных перевозок сильно изменился. Пароходов становилось всё больше, что очень оживляло речную торговлю. У Перми возникла мощная связь с Поволжьем, при этом она оставалась Уральским городом, связанным с Екатеринбургом. <...> Пермь и Екатеринбург, несмотря на то, что были разделены Уральскими горами, были нужны друг другу. Екатеринбургу без Перми было трудно доставлять в центр России продукцию своих заводов. Для Екатеринбурга Пермь была воротами в Россию и воротами в Европу. Наверное, если бы у Екатеринбурга была Кама, ему никакая Пермь не нужна была бы вовсе... Для Перми Екатеринбург оставался воротами в Сибирь. А связующей нитью между двумя городами долгое время был приток Камы — река Чусовая.
Во-вторых, во второй половине XIX века в Перми произошел второй взлет промышленности, были построены Мотовилихинские пушечные заводы, судостроительный завод, лесопильный завод (позже — лесокомбинат «Красный Октябрь»). Пермь стала центром развитой промышленности и крупнейшим водным транспортным узлом.
В это время заговорили о строительстве Уральской горнозаводской железной дороги — первой на Урале. В 1860-е годы горнозаводская промышленность в Пермской губернии стала приходить в упадок, что было связано в том числе со слабым развитием транспортной инфраструктуры: грузы отправляли по рекам, хотя заводы находились далеко от водных магистралей, и на доставку уходило много времени. В 1861 году управляющий Нижнетагильскими заводами генерал-майор Владимир Рашет издал брошюру о необходимости строительства Уральской железной дороги, и проект поддержал пермский губернатор Александр Лашкарев. К 1873 году определили главное направление железнодорожной магистрали: от Перми к Екатеринбургу.
Строительство железной дороги укрепило Пермь в качестве перекрестка транспортных путей Урала, которым город фактически стал с конца XVIII века благодаря выгодному географическому положению на пересечении Камы и Сибирского тракта.
Как разделились Пермь и Екатеринбург?
После подъема 90-х годов XIX века промышленность Урала и всей страны в начале века XX столкнулась с кризисом, особенно это коснулось черной металлургии.
В конце 1903 года министр внутренних дел Вячеслав Плеве предложил пермскому губернатору Александру Наумову рассмотреть возможность создания новой губернии из восточных уездов Пермской губернии с центром в Екатеринбурге. Указывалось, что город обладал выдающимся значением в торговом и промышленном отношении, а также по численности населения. В Перми в то время проживало около 45 тысяч человек, а в Екатеринбурге 56 тысяч. Губернатор Наумов обосновывал необходимость выделения Екатеринбургской губернии тем, что управление Пермской губернией затруднительно из-за огромного размера территории и высокой численности населения, разного по национальному составу, экономическим и бытовым условиям жизни. По площади Пермская губерния была третьей после Архангельской и Вологодской в Европейской России, а по численности населения одной из первых в стране. Проект тогда не был реализован, против него выступил оренбургский губернатор Яков Барабаш, так как планы затрагивали и изменения границ Оренбургской губернии.
В 1917 году в стране произошла революция, последствием которой стали серьезные изменения в судьбе Перми и Екатеринбурга. Основным двигателем революции были заводские рабочие, позиции которых в Екатеринбурге были очень сильны. В начале осени 1917 года по всей стране шел резкий рост поддержки большевиков. Центром большевистского влияния в Пермской губернии стал Екатеринбург. В Перми же существовало долгое неприятие Советской власти городским обществом и властями.
— Ничего удивительного в том, что жители промышленного Екатеринбурга были более революционно настроены и больше поддерживали Советскую власть, чем жители Перми, где были очень сильны позиции православной церкви, купцов, чиновников. Все эти слои, как вы сами понимаете, были настроены контрреволюционно. <...> Поэтому, когда революция победила, и у нас в стране установилось новое большевистское правительство, оно, как говорится, всем сестрам раздало по серьгам. «Пермь не поддерживала революцию? Хорошо, значит, мы теперь воздадим должное старым саботажникам» — рассуждали новые правители России, — говорит Андрей Маткин.
После Октябрьской революции большевистская власть начала разрушать старый государственный аппарат и менять административно-территориальное деление страны. Административные центры решили перемещать в промышленные города, где советы были более влиятельные и деятельные благодаря сильной пролетарской организации. Причинами разделения Пермской губернии называли ее неудобное географическое расположение и большую территорию. Кроме того, статус Екатеринбурга как «столицы Урала» требовал создания независимой от Перми административной единицы. В 1919 году, решением советских властей, из Пермской губернии была выделена Екатеринбургская.
Вскоре, в 1923 году Пермскую, Екатеринбургскую, Челябинскую и Тюменскую губернии объединяют в Уральскую область со столицей в Свердловске (так был переименован Екатеринбург). Эти изменения были связаны с экономическим и социально-политическим кризисом, начавшимся после гражданской войны. Из-за кризиса власть начала искать новые пути управления хозяйством и обществом. Результатом стало районирование — новое изменение административно-хозяйственного деления страны.
В 1934 году при разделении Уральской области (из-за невозможности управления такой большой территорией) были образованы Свердловская, Челябинская и Обско-Иртышская области. Спустя еще четыре года в 1938 году из состава Свердловской области выделилась Пермская область. Город Пермь вновь обрел статус областного центра, а Пермь и Екатеринбург окончательно разделились и стали центрами двух самостоятельных регионов.
В тексте использованы материалы Государственного архива Пермского края, книги »Литературная память Перми. Краеведческие заметки» Д. А. Краснопёрова и «Губернская столица Пермь» П. А. Корчагина, статья Г. Н. Шумкина «Екатеринбургская губерния: несостоявшийся проект В. К. Плеве — А. П. Назарова», материалы Президентской библиотеки и сайта правительства Свердловской области.
Почитайте также, каким видели Екатеринбург столичные путешественники в 1900 году, как в Екатеринбурге появилась железная дорога, а при советской власти город едва не стал портом для дирижаблей.