В 2020 году вышел указ президента РФ, в котором предполагается создание к 2030 году «комфортной и безопасной среды для жизни» россиян. Одна из его важных составляющих — организация устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Главная задача — обеспечить сортировку 100% отходов и в два раза снизить количество мусора, направляемого на полигоны. Что для этого делают в Свердловской области, как нововведения отразятся на жизни простого горожанина и когда ждать первых результатов — в интервью с председателем правления Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО Сергеем Литвиненко.
— Увеличение доли отходов, направляемых на переработку и повторное использование, — это переход от линейной экономики к циркулярной. Какие сложности вы видите на этом пути?
— Сложности — в цифрах. По указу президента к 2030 году необходимо сократить размещение отходов на полигонах в два раза. В Свердловской области образуется 1,5 млн тонн отходов в год. Половина из них, то есть 750 тысяч тонн, должна быть переработана. Получается, что ежедневно в Свердловской области должно быть переработано 2000 тонн отходов. Если вдуматься в эти цифры, то сразу видно, какую сложную, масштабную, гигантскую задачу дал президент. Но выполнимую!
— И как этого добиться?
— Каждый регион выбирает собственный путь. Например, в Москве и Московской области все «хвосты» (отходы, которые не поддаются мусоросортировке. — Прим. ред.) сжигают и получают энергию. Это называют энергетической утилизацией.
В Свердловской области экономику замкнутого цикла рассматривают как сокращение использования природных ресурсов и вовлечение вторичных ресурсов в оборот. То есть наша первоначальная задача — вернуть стекло в стекло, пластик — в пластик, бумагу — в бумагу. Это нужно, чтобы использовать это сырье в производстве новых изделий, а мусорные полигоны не вырастали в горы, как это было раньше.
— Значит, всё начинается с сортировки мусора?
— Да. Любой продукт, который станет отходом, нужно заранее подготовить к правильной утилизации. Например, когда мы покупаем молоко, мы платим в том числе и за упаковку. После использования упаковку нужно ополоснуть и выбросить в соответствующий контейнер, чтобы она через сортировку дошла до переработчика.
Переходить на раздельный сбор отходов нужно комплексно, всем муниципалитетам региона. Модель обращения с ТКО поменяется: сначала оператор соберет всё стекло, потом пластик, затем бумагу. Отходы отправятся в мусоросортировочный комплекс, а далее на комбинаты, которые переработают всё это сырье в материалы, пригодные для производства каких-либо изделий.
«Процессы сортировки и переработки должны регулироваться властью. Это стратегическая задача»
— Получается, надо ждать изменений сверху? Допустим, горожанин отсортировал дома мусор, а контейнеров раздельного сбора нет. И что делать?
— Я вас обрадую: все нормативные документы созданы. В территориальные схемы обращения с ТКО уже включен процесс раздельного сбора, региональные операторы закупили специальные контейнеры. Внедрение новой системы уже идет.
Но можно не ждать и организовать площадку для раздельного сбора мусора у себя во дворе самим. Для этого ТСЖ или управляющая компания должна обратиться в Министерство ЖКХ, а потом уведомить регионального оператора, что дом перешел на такую систему.
«Люди должны иметь возможность разделять мусор. На одних обещаниях любой порыв быстро остынет»
— Как думаете, люди готовы менять привычки? Гораздо проще по старинке всё скидывать в одно помойное ведро.
— Думаю, да. Мы проводили эксперимент в Сысерти. Контейнерные площадки поделили пополам. В одной части города был организован раздельный сбор, в другой — всё как обычно. Даже при таком подходе мы получили сокращение на 50% несортируемых отходов, которые направлялись на полигон.
— А что происходит с отсортированным мусором?
— Его переработают в ресурсы для вторичного использования.
«Вторсырье можно направить на благоустройство городов: делать из него остановочные платформы, скамейки, урны»
С развитием раздельного сбора отходов мы должны создать и целую систему подготовки этой сырьевой базы к использованию на предприятиях и заводах, которые и будут заниматься выпуском новых изделий.
— Когда, по-вашему, будут видны первые результаты реформы?
— Уже в следующем году. 2024 год будет очень показательный, так как сейчас кипит большая работа. Например, в разработке постановление Свердловской области, где описано, как муниципалитет должен перейти на систему раздельного сбора.
На федеральном уровне рассматривают закон о «зеленых» закупках. Его суть в том, чтобы муниципалитет планировал покупку изделий для благоустройства городской среды у предприятий, которые занимаются выпуском продукции из вторичных ресурсов. Это самая высокая мера поддержки.
Думаю, компании-утилизаторы после вступления в силу этого закона включатся в работу с населением. Утилизаторы в первую очередь заинтересованы, чтобы сырьевая база приходила к ним качественной и рентабельной. В этом им помогут мусоросортировочные комплексы вроде нижнетагильского, который начнет работу в 2024 году. Кстати, этот комплекс первый в своем роде, так как полностью соответствует ужесточившейся законодательной базе в сфере экологии. Кроме того, утилизаторам важно, чтобы у них были постоянные заказчики — предприятия, которые занимаются производством изделий из вторсырья.
Раздельный сбор или сортировка ТКО, а затем переработка и повторное использование — это и есть экономика замкнутого цикла, когда мы ничего не берем из природы и не отправляем отходы лежать на полигоны. Построение такой экономики — долгая дорога, которую осилит идущий.
ООО «ТКО-СЕРВИС»
erid: 2SDnjdBauZi