![Аналитики «Выберу.ру» оценивали уровень взаимодействия МФО с клиентом по 50 параметрам | Источник: Depositphotos.com](https://n1s1.hsmedia.ru/af/91/bd/af91bdaf55eef195f3130e856a7ceb68/656x438_1_b09c6fe01bac32c1e131fbbd53c5b601@1200x800_0xaAcRvVTO_0585600817768744676.jpg.webp)
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел первое в России комплексное исследование рынка микрофинансовых организаций. Новизна исследования в том, что аналитики «Выберу.ру» оценивали уровень взаимодействия МФО с клиентом. Всего было проанализировано 80 крупнейших компаний по 50 «клиентским» параметрам, на основе чего были сформированы главные тренды рынка за уходящий 2023 год.
На фоне последних новостей, связанных с рынком микрозаймов, данное исследование особенно актуально. Россияне действительно стали брать больше займов «до зарплаты». По данным Национального бюро кредитных историй, в октябре 2023 года количество оформленных в стране займов (до 30 тысяч рублей) составило 2,93 млн единиц. Это больше на 2,0% по сравнению с предыдущим месяцем. А среди регионов-лидеров по оформлению займов в топ-5 оказалась Свердловская область. По данным Национального бюро кредитных историй, регион занял 4-е место среди 30 регионов РФ по количеству микрозаймов, выданных в октябре этого года.
Быстрота получения денег — тренд № 1 в работе МФО
Главный тренд был и остается прежним: скорость и удобство получения клиентами денежных средств. Большинство заемщиков предпочитают оформлять заем через сайт. Что касается способов его получения, то это перевод на карту. Да, в ходе исследования было выявлено, что 60% микрофинансовых компаний предлагают клиентам больше двух способов получения займа. Но самой популярной всё равно остается услуга «заем на карту». Ее оказывают 83% МФО.
Под скоростью и удобством имеется в виду не только способ оформления и получения займа. Важно и удобство его расчета. Поэтому 73% МФО уже давно разместили у себя на сайтах калькулятор расчета условий займа (включая сумму переплаты).
Анкета заемщика — это еще один этап, влияющий на быстроту получения денежных средств. Большие анкеты на сайтах заполнять не любит никто. Сайты МФО — не исключение. Поэтому у 70% МФО в онлайн-анкетах всего семь полей. При этом у 30% компаний реализована интеграция с сервисами, которые позволяют автоматически ввести данные анкеты («Госуслуги», «Сбер ID», «Тинькофф ID» и др.) и тем самым сэкономить время.
Доступность поддержки и оперативная реакция на обращения клиентов
Если гражданам важна быстрота выдачи денежных средств, то важны и быстрые ответы на вопросы, если в ходе оформления займа возникают проблемы. На быструю обратную связь тоже есть спрос, который микрофинансовые организации стараются закрывать. Именно поэтому у 94% организаций-участников исследования «Выберу.ру» есть выделенная горячая линия, позвонив на которую, заемщики могут получить консультацию.
Однако сегодня многие делают выбор в пользу не телефонных звонков, а других, более оперативных способов. В итоге целых 35% опрошенных россиян готовы решать финансовые вопросы с помощью чат-ботов. К такому выводу также пришли эксперты «Выберу.ру» в другом своем исследовании, выясняя, какие каналы связи предпочитают использовать клиенты микрофинансовых организаций. Здесь уже опрашивались именно физические лица — клиенты МФО.
Что интересно, если вопрос очень срочный или же слишком сложный, то 17% из этих 35% всё же готовы предпочесть «живого» консультанта, с которым можно поговорить по телефону.
— Выводы оказались оптимистичны. Не может не радовать готовность пользователей использовать чат-боты. Еще пару лет назад единицы предпочитали обратиться к чат-боту в случае затруднений, а теперь — уже более трети заемщиков. Это говорит, с одной стороны, о том, что растет уровень доверия к технологиям, а с другой, что технологии становятся совершеннее — сегодня чат-боты лучше понимают вопросы и точнее выдают ответы. В конечном счете в плюсе все — пользователь получает сразу ответ, не ожидая оператора, а компании экономят ресурсы и получают возможность вкладывать больше в свое дальнейшее технологическое развитие, — говорит Ярослав Баджурак, исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру».
Подытоживая, можно отметить, что МФО сегодня идут в фарватере спроса клиентов, стараясь закрыть его как можно лучше и эффективнее. А спрос на микрозаймы, как было сказано выше, действительно есть. К примеру, по итогам третьего квартала 2023-го общий объем займов достиг 348,1 млрд рублей — на 18,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, пишут «Известия» со ссылкой на крупнейшее объединение участников микрофинансового рынка СРО «МиР».
Причин у этого несколько. В первую очередь это рост ключевой ставки и, как следствие, рост цен. Также важно отметить ужесточившиеся требования к потенциальным заемщикам со стороны банков, за счет чего — в случае отказа — многие из них и обращаются в МФО. Иными словами, из-за сложной экономической ситуации в стране рост реальных доходов не успевает за инфляцией. Однако при этом отказываться от обычных трат людям, как правило, не хочется, из-за чего и растет число обращений в микрофинансовые организации.
Сетевое издание «Выберу.ру» не предлагает финансовые услуги потребителям. Сайт собирает и представляет потребителю информацию об организациях, предлагающих займы. Займы предоставляет МФК «Лайм‑Займ» (ООО).
Рекламодатель: ООО «ВЫБЕРУ.РУ». vbr.ru
![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/3d/cb/003dcb5006960fee0a0e1f4f98f87349/656x107_1_d3c51ec201ec3d7116d246d08f6ea8f7@669x109_0xere200M8_2915344864386959848.jpg.webp)