В Екатеринбурге учительница из 79-й школы пошла в суд после того, как ребенок выложил в классный чат ее фотографию. Она потребовала привлечь к ответственности маму семиклассника и выиграла процесс. Скандальный снимок потребовали удалить, но нам удалось выяснить, что же было на нем запечатлено. И почему это причинило моральные страдания педагогу, которые она оценила аж в 50 тысяч рублей. Мы поговорили с теми, кто видел фото.
Мама школьника узнала о конфликте тоже из чата. Туда выложили видео, где классный руководитель отчитывал ее ребенка и требовал, чтобы он извинился перед учителем биологии. При этом на фотографии, сделанной сыном, мама не разглядела ничего, за что ему стоило бы просить прощения.
— Мой ребенок, который был старостой класса, фотографировал не просто с разрешения, она сама предложила снять доску с домашним заданием. Оно состояло из двух частей: с правой стороны и в середине доски. Он сначала сделал общий план, а потом сфотографировал середину, в этот кадр и попала учительница. Она стоит, руки по швам, объясняет [материал] просто, — рассказала мама ребенка Елена. — Как только она попросила, он эту фотографию удалил, тут же. Она даже посмеялась, но зачем-то на следующий день так всё раздула!
Фотографию мальчик делал с помощью приложения WhatsApp, поэтому она сразу улетела в чат класса. А следом другой ученик выложил туда же стикер с изображением учителя. На нем, как утверждает Елена, педагог стоит в другой позе.
— Учитель говорит, что другой мальчик сделал стикер из той фотографии, которую выложил мой сын. Но на комиссии по урегулированию споров я доказала, что там другое изображение — с вытянутой рукой. И мой ребенок случайно ее сфотографировал, а этот мальчик специально сделал стикер. Но претензии у школы только к нам, — говорит Елена.
В судебном решении ничего не говорится про стикер — только про фото у доски, против которого, как заявила учительница, она возражала. До процесса снимок изучили в региональном министерстве и городском департаменте образования. И даже выявили нарушения со стороны педагога, которая по СанПиН не должна была просить ребенка пользоваться телефоном в школе. В родительском комитете Свердловской области рассчитывали, что конфликт удастся решить на уровне школы, но учительница пошла дальше.
— Конечно, она имеет на это право, но, на мой взгляд, здесь было бы намного уместнее заниматься не сутяжничеством, а сделать акцент на воспитательной работе: разъяснить детям нормативно-правовые рамки, возможные последствия их неосторожных действий, показать, как правильно решать конфликтные ситуации, — говорит председатель свердловского родительского комитета Людмила Золотницкая. — Ведь понятно, что на злополучный снимок домашнего задания учитель попал случайно, по сути, сам спровоцировав ситуацию.
«Теперь ребенку можно не выполнять требования учителя? Ведь если ему не понравится, как он их выполнил, родителей вызовут в суд»
Обращение в суд учительница объяснила тем, что мама мальчика не принесла ей извинений. Хотя Елена утверждает, что хотела решить вопрос мирно: приходила в школу и пыталась поговорить с педагогом, встречалась с ней на комиссии по урегулированию конфликтов.
— Я думаю, что это связано с тем, что у меня межличностный конфликт с директором школы. Я была в родительском комитете класса и постоянно заступалась за детей. Например, за девочек, к которым в раздевалку без стука заходил физрук. После этого начался буллинг моего ребенка. Ему начали занижать оценки, обвиняли во всех смертных грехах, — говорит Елена. — На видео в чате классный руководитель говорила: «Что, фотографировать учителя можно, а в раздевалку заходить к девочкам нельзя?»
Дело о фотографии рассматривал Верх-Исетский районный суд. Ни истец, ни ответчик на процесс не пришли. Требования учительницы удовлетворили частично. Размер компенсации ее моральных страданий снизили с 50 тысяч рублей до трех. Мама школьника пыталась обжаловать вердикт, но Областной суд оставил его без изменений. По мнению екатеринбургского юриста Екатерины Малиновской, формально решение справедливо.
— В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина, — рассказала юрист Екатерина Малиновская. — Фотографию увидели все дети, родители, могли распространить. А может, она в этот день встала не с той ноги или голову не помыла?
Сама учительница отказалась комментировать, какие страдания ей принес скандальный снимок. У юного фотографа она больше не преподает, мама перевела его в другую школу. А решение суда теперь может стать прецедентом для всех педагогов.
Ранее мы рассказывали о массовом увольнении учителей из школы на Уралмаше. Возмущенные родители пришли на встречу с директором, но полноценного разговора не вышло.