Холодный зимний вечер в Томске. В одну из типичных аптек, коих было немного в ХХ веке, заходит молодой человек. Он просит продать ему немного щавелевой кислоты. В это время в помещение врывается другой парень с пистолетом «браунинг» в руках. Происходит «случайный выстрел». Аптекарь убит, из кассы похищено 75 рублей. Нападавшими были два будущих революционера — несовершеннолетние Самуил Цвиллинг и его старший брат.
В дальнейшем их будут судить. Старшего брата, у которого несколько ограблений за плечами, приговорят к смертной казни. Самуилу дадут 10 лет, но ходатайство опытнейшего адвоката и мамы помогут отправить дело на новое рассмотрение. В итоге Цвиллинга отправят в тюрьму на пять лет. Этот факт историками будет трактоваться по-разному. Советские люди будут читать об ограблении как о величайшем поступке и необходимости в этих 75 рублях на нужды революции. Российские историки посчитают, что это был банальный грабеж.
Наши коллеги из 72.RU рассказали об уроженце Тобольска Шмуле Берке Мовшев Цвилинге (урожденном с одной «л»), из которого советская пропаганда сделала героя, а в Челябинске и Екатеринбурге в его честь назвали улицы.
Бедный Муля
— Самуил Цвиллинг родился в 1891 году в Тобольске, в бедной семье. Отец его был парикмахером-одиночкой, мать — работницей-красильщицей по найму. Скудного заработка обоих еле хватало на существование семьи, состоящей из семи душ (5 детей, из которых Самуил был младшим). Отец часто запивал, что являлось причиной постоянных раздоров в семье. Когда ребенку не было еще года, его мать, разойдясь с отцом Цвилинга, забрала детей и уехала из Тобольска. И Муля (так звали его в детстве) никогда больше не знал отца, — писала Софья Цвиллинг в своих воспоминаниях о брате.
Позже мать с детьми переезжает в Омск. Там женщина пытается зарабатывать на всю семью, но иногда вынуждена обращаться к богатым родственникам. Те лишь пользуются нуждой и отдают копейки.
— Ничтожные гроши, которые они давали на поддержку и учебу двух старших братьев, стоили непосильных трудов и упреков матери. Маленький Самуил рос среди лишений и нужды и впитывал в себя всю горечь обид. С раннего детства в нем скопилось чувство неприязни к богатой родне и к окружающей его среде, — пишет его сестра.
Идут споры и об образовании, которое получил будущий революционер. Его сестра рассказывает, что он с 6 лет занимался в еврейской школе, а в 8 поступил в городскую, причем все предметы он запоминал легко. Окончить ее не сумел из-за нехватки денег. Историки же считают, что получить хоть какое-то обучение было трудно из-за постоянных переездов по Сибири.
В 12 лет его отправили в Иркутск к старшему брату. Советские историки использовали этот момент в биографии Цвиллинга и писали, что там он окунулся в политическую жизнь. Там ему начали поручать небольшие дела революционеры. Биография его не была идеальной — его привлекали к административной и уголовной ответственности.
В Томске и случилось то роковое ограбление аптеки. На допросах парни пытались говорить о политических причинах — якобы они хотели использовать деньги в революционной типографии. Только 75 рублей было бы явно недостаточно — слишком маленькая сумма. В итоге суд и жестокий приговор — старшего Цвиллинга повесить, младшему — 10 лет тюрьмы. Лишь вмешательство матери и знаменитого в то время адвоката Бейлина помогли Муле (такое прозвище он получил в тюрьме) скостить срок.
Отсидев, Цвиллинг возвращается в Тобольск, где устраивается на работу клерком. Кажется, что жизнь дальше пойдет как у всех — женился, у него рождается сын. Но семья нуждается в деньгах, и Самуил отправляется в путешествие по Уралу с поиском лучшей жизни. Хотя некоторые историки считают, что он просто таким образом уклонялся от призыва в армию — по Европе катится эхо большой войны.
В солдаты Цвиллинг попал в 1917 году. Его отправили служить в Челябинск, но там он попадает в госпиталь. Историки считают, что он специально натер подмышки и лицо солью, чтобы симулировать простудное заболевание. В России уже грядет революция, и Муля становится одним из самых идейных борцов с буржуями за Уралом. Считают его и одним из организаторов Октябрьского переворота и установления советской власти.
Противоречивый отец революции
По Российской империи катится Февральская революция. Талант оратора, который отмечали историки, пригодился Цвиллингу — он выступает с речами перед людьми. В марте 1917 года началась его оглушительная политическая карьера — он становится заместителем председателя Челябинского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а позже возглавляет городской комитет РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). После посещения Петрограда Цвиллинг становится председателем комитета.
Участвует Цвиллинг в съезде депутатов в Екатеринбурге, занимает посты в Оренбурге. В последнем городе он выступает в цирке, где в дискуссиях «разрывает» своих оппонентов. Это были выступления, подобные нынешним телешоу.
После нового посещения Петрограда он уже становится депутатом всероссийского уровня. Биографы приписывают ему и участие в Октябрьской революции. Более того, его считают одним из ее отцов-основателей.
Правда, современные историки пишут, что Цвиллинга в то время в Петрограде не было, и уж тем более он не был одним из отцов революции. Странный факт, что сразу после Петрограда он уезжает в Оренбург. Недалеко от одной из станиц в этой области он и встретит свою смерть.
Существует две версии гибели Самуила Цвиллинга. Советская версия гласит о том, что он двинулся в Оренбург расправляться со своими политическими противниками.
— Однако выполнить миссию не смог. 2 апреля 1918 года в бою в районе станицы Изобильной под Оренбургом он был зарублен белогвардейцем, — писали советские историки.
По версии современников, в станицу Изобильную, где и встретил смерть Цвиллинг, прибыл полный обоз различных ценностей и даже с гаремом из семи женщин. Историки уверяют, что это была не продразверстка, а банальный грабеж населения.
— А в то время в казацких селах действовали отряды самообороны. Рассказывают, что, когда один из казаков замахнулся на него шашкой, Цвиллинг закричал: «Не убивайте, я доктор!» Но это его не спасло. Тело Цвиллинга вместе с другими погибшими было захоронено в общей могиле, — писал челябинский краевед Борисов.
В честь Цвиллинга названы улицы в уральских городах, где он жил, — Екатеринбурге, Челябинске, Троицке. Там же установлены и мемориальные таблички, а на месте гибели ему поставили памятник.
Обратите также внимание на наш проект «Свои в доску». В нем мы рассказываем истории екатеринбуржцев, которые оставили след в истории, а теперь в их честь на улицах города висят памятные таблички. Это писательница Белла Дижур, прима свердловской драмы Галина Умпелева, знаменитый исполнитель «Подмосковных вечеров» Владимир Трошин и легендарный инженер-конструктор Николай Семихатов.