В танцевальные студии Екатеринбурга неожиданно начали приходить с проверками. Представители РАО и ВОИС (Российское авторское общество и Всемирная организация интеллектуальной собственности) выписали нескольким владельцам малого бизнеса штрафы за нарушение авторских прав, а именно — за использование музыки, которая играет во время занятий.
В России существуют две аккредитованные государством организации, которые управляют авторскими и смежными правами. По закону авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям.
Авторские права в музыке распространяются на авторов и соавторов произведений. Смежные права относятся к исполнителям и производителям фонограмм, то есть записей.
Для легального проигрывания музыки в заведении необходимо заключить договоры с обеими организациями. Однако чаще всего владельцы не задумываются, что к ним могут нагрянуть с проверкой и оштрафовать. Размер компенсации за нарушение авторских прав может составлять от 10 тысяч до 50 миллионов рублей за каждую песню. Так, например, в Екатеринбурге в 2017 году специалисты Российского авторского общества подали в суд на магазин за то, что продавцы без спросу слушали песни зарубежных исполнителей.
Сооснователь студии Freefly Александр Кострикин рассказал E1.RU, что по итогам череды проверок в прошлом году он должен выплатить штраф в размере 50 тысяч рублей.
— Такой рейдерский захват. Ломится без спроса, начинает снимать, к клиентам и сотрудникам приставать. Названивала мне потом месяц чуть ли не по два раза в день. Они якобы оперируют какой-то буквой закона, но если почитать — по мне, это абсолютно мошенническая контора, — поделился Александр.
«Постоянно пытаются под разным соусом давить, что штрафы могут доходить до полумиллиона рублей»
— Вести бизнес в таком формате невозможно, — объяснил владелец студии. — Даже если ты будешь за что-то платить, у тебя не будет музыки, которой ты можешь пользоваться, она не подходит. По требованиям: мы должны выставить весь список музыки, которой мы будем пользоваться, на месяц вперед. Если не дай бог одна музыка (произведение. — Прим. ред.) будет левая, будешь снова штрафы платить.
Попали под раздачу также спортивные и развлекательные мероприятия. В беседе с E1.RU организаторы предпочли остаться анонимными из-за проведения праздников, о которых поборники авторских прав пока не в курсе.
Представители РАО научились отслеживать нарушения с помощью новостей. Однажды они написали организаторам после публикации репортажа с соревнований, которые прошли в начале октября, и потребовали заключить договор.
— Мы почитали про это РАО, поняли, что с ними бороться бесполезно. Пользователи проигрывают. Все всё понимают, но доказать ничего нельзя, — рассказала екатеринбурженка.
«Поэтому, естественно, когда она присылает все свои официальные документы, нам остается развести руками и заплатить ей»
По договору владельцы или организаторы мероприятий должны платить из расчета за количество квадратных метров или за каждую песню отдельно.
— Я считаю, что меня обманули. Мы почитали и побеседовали с другими организаторами, которые платят уже много лет. Один из них рассказал: когда они видят, что она идет, то несут деньги, — добавила наша собеседница.
Заключить договор оказалось для организаторов выгоднее, чем платить огромные штрафы после разбирательства в суде. Всего на мероприятие было продано больше 260 билетов, с которых представителю РАО и ВОИС пришлось заплатить по ставке 2,5%.
— Если бы не заключили договор, они могли прийти, снять всё на телефон и подать всю информацию в суд. Другое дело, что они терроризируют всех вокруг, — рассказал другой организатор. — Я делал огромный список песен, туда вошло порядка 40 композиций: нужно найти, где трек записывался, кто автор текста и музыки, кто исполнитель. На основании этого списка просят вознаграждение.
Мы обратились за комментарием в РАО. Там ответили, что не все предприниматели соблюдают требования законодательства. В случае отказа от лицензионного договора представители вправе собрать доказательства использования произведений и фонограмм и обратиться в суд.
— При этом по требованиям РАО и ВОИС наши представители должны быть вежливыми и корректными в общении, разъяснять всем заинтересованным лицам необходимость соблюдения прав и интересов авторов и правообладателей, а сигналы, поступающие как от пользователей, так и от СМИ, тщательно проверяются, и в случаях подтверждения принимаются соответствующие меры, — рассказали E1.RU в пресс-службе организации.
Что советует адвокат
Законно ли это и что делать владельцам малого бизнеса в таком случае, мы спросили у адвоката и патентного поверенного Евгения Дедкова, управляющего партнера фирмы «Дедков и партнеры».
Адвокат подчеркнул, что публичным исполнением является проигрывание треков в таких местах, как, например, свадьбы, музыкальные студии, кафе, рестораны и даже такси. Если слушать популярные композиции (в том числе зарубежные) в кругу семьи, нарушения авторского права не будет.
— Мне кажется, это связано с тем, что они окучили все кафешки: недобитых не осталось, и пошли искать какие-то экзотические места, — рассказал Евгений Дедков. — В треке зашито как авторское, так и смежное право, за которым следит ВОИС. Одни и те же представители действуют от одной и другой организации, и на практике владелец получает две претензии. У нас по закону за нарушение авторских прав — 20 тысяч рублей, как и за нарушение смежных прав. В сумме выходит 40 тысяч рублей.
Евгений Дедков советует владельцам малого бизнеса заняться очисткой прав нужных композиций (то есть предоставлением отчетов об их использовании) или же усилить контроль безопасности и не допускать третьих лиц в студию.
Ранее «Союзмультфильм» подал иск к уральскому магазину игрушек. Компания должна была выплатить штраф 100 тысяч рублей за старую картинку с изображением персонажа из мультика. Также в Екатеринбурге разгорелся скандал между фотографом, работающим в стиле ню, и двумя его моделями. Девушки обнаружили, что он без разрешения разместил и начал продавать их откровенные снимки.
А еще в Екатеринбурге долгое время пытались запретить использование в коммерческих целях фотографии памятника основателям города — Татищеву и де Геннину. Судебные разбирательства тянулись с 2018 года.