Улица Вайнера в последние месяцы стала поводом для споров среди екатеринбуржцев. На ней установили медиаэкран, потом появилась и исчезла скульптура льва с золотыми яйцами. Горожане обсуждают, есть ли какой-то концепт у пешеходной улицы, и вообще — достаточно ли она красива и презентабельна для города-миллионника.
Мы решили посмотреть, как выглядят пешеходные улицы в других городах страны, и попросили коллег из Городских порталов рассказать и показать их Арбаты.
Екатеринбург
— Может показаться, что улица Вайнера была пешеходной всегда (то есть с XVIII века), но это не так, — говорит главный редактор E1.RU Александр Ашбель. — От транспорта она избавилась совсем недавно, и происходило это постепенно — с 2003 по 2014 год. Эта улица — как Екатеринбург в миниатюре: тут и старинные усадьбы, и советская архитектура, и сомнительного вида новострои. В общем, мешанина.
Самый очевидный плюс Вайнера — это именно пешеходность. Городу не хватает таких мест, где человеку не надо уворачиваться от машин (правда, с нашествием самокатов ситуация сильно поменялась), где люди встречаются лицом к лицу без барьеров. Это прекрасное место для того, чтобы на нем, как на холсте, рисовать что угодно, трансформировать улицу, меняя ее характер.
И в этом кроется главный минус: у Вайнера нет хозяина — того, кто строго следил бы за ее внешним видом. Сейчас это такое карнавальное место, где в любой момент может появиться что угодно. При этом пару лет назад даже была принята концепция развития улицы, но она отложена до лучших времен.
Из других минусов — то, что пешеходная часть улицы все-таки дважды прерывается дорожным движением, а еще на ней не так уж много реальных мест притяжения. По сути, Вайнера живет от одного большого ТЦ до еще более гигантского, а между ними деловая жизнь не сказать чтобы била ключом. Пока модные рестораны и крутые бренды не спешат арендовать здесь площади, а старые магазины постепенно вымирают.
Тюмень
— Про превращение автомобильной улицы Дзержинского в историческом центре Тюмени в пешеходную заговорили чуть ли не в конце 90-х, — вспоминает заместитель главного редактора 72.RU Полина Перепелица. — Тогда глава города Степан Киричук подписал распоряжение о ее создании. Все годы, что я тут живу, слышала, что появится улица для людей, без машин, парковок и светофоров. Само преображение закончилось лишь в декабре 2022 года. На него потратили более 500 миллионов рублей.
Мои друзья (и я вместе с ними), а также коллеги считают, что появление этой улицы — лучшее, что могло произойти с Тюменью. Честно. Теперь это место всех городских «движей», фестивалей и концертов, ярмарок, прогулок и встреч. Простая дорога из гранита окружена красивыми домами — памятниками деревянного зодчества, их на протяжении улицы больше тридцати. Много лавочек, детских площадок, качелей. Появились уличные музыканты — они круто поют, есть места для посиделок, зоны для выставок под открытым небом. А еще — кластер уличных баров и кафешек. И их становится всё больше и больше. Красота!
Из минусов проекта мы отметили следующее: улица — это участок длиной всего 550 метров, который неспешным шагом от начала до конца можно пройти за 15 минут. Пока улица никуда в итоге не выводит — она обрубленная и находится между оживленными городскими дорогами. В проекте — построить подземный переход до набережной реки Туры.
Еще одна сложность: рядом с улицей Дзержинского крайне трудно припарковаться. Парковок мало, и они все платные. А еще здания-новоделы — УФСБ, отель «Евразия» — очень сильно выбиваются из общего ряда строений. Но еще больше выбиваются из концепта старые и страшные жилые пятиэтажки в начале пешеходной улицы. Возможно, их приведут в достойный вид.
Еще из минусов: зимой улица сильно продувается, наверное, потому что она выходит на реку. Спрятаться от ветра невозможно, и поэтому прогулка превращается в «зашел в кафе». И, конечно, неясно, как люди вообще живут на этом участке и вблизи от этой улицы, ведь здесь стало очень шумно. А еще ходят миллиарды людей.
Челябинск
— Кировку (или челябинский Арбат) создали в 2000 году по решению тогдашнего мэра города Вячеслава Тарасова, сделав одну из центральных улиц пешеходной, — рассказывает заместитель главреда 74.RU Михаил Штаюра. — Кировка — это еще и про развлечения, здесь расположены (причем преимущественно в старинных зданиях) одни из самых знаковых заведений Челябинска. Это место для встреч, знакомств, просто для прогулок, тусовок молодежи.
Трудно назвать минусы. Были в свое время претензии к строительству небоскреба «Челябинск-Сити», который нарушил архитектурный ансамбль улицы и исторического центра города. В этом году были вопросы к оставшейся с зимы иллюминации, но голосование показало, что жителям города она нравится.
В остальном, пожалуй, это главный плюс Челябинска, важнейшая достопримечательность, куда в большинстве случаев ведут на прогулку гостей города. Более того: со строительством новых набережных она стала единым экскурсионным пространством наряду с ними.
Казань
— Баумана — не единственная, но главная пешеходная улица в Казани, — говорит главред портала 116.RU Карина Миллер. — Ее длина почти два километра. Если отбросить все формальные представления, то Баумана — исключительно туристическое место. Казанцы обходят это место стороной, коммерсанты уже давным-давно узурпировали площади, чтобы заколачивать еще больше денег, а местные власти только и говорят, что о реконструкции, которую не делали вот уже 18 лет.
Баумана стала пешеходной в конце 90-х. Первые (и пока что единственные) масштабные изменения произошли здесь в 2005 году, тогда Казань праздновала 1000-летие. Здесь максимально много достопримечательностей и развлечений. Для туристов, само собой. Часы — единственный объект, смысл которого понимают только местные. Здесь принято назначать встречи: и романтические, и дружеские — и уже от часов идти гулять. Не по Баумана.
В паре метров от часов — первая точка для уличных музыкантов. В Казани, к слову, разработана специальная цифровая платформа, через которую все уличные артисты должны заранее забронировать время и место для своего выступления. Если раньше каждый мог встать в любой точке на Баумана и начать петь, то теперь артиста сопроводят с улицы под рученьки сотрудники полиции.
Из интересных зданий: на Баумана есть Старая проломная аптека, которой больше 150 лет, и за это время она ни на день не закрывалась. Выглядит очень аутентично. На этой же улице стоит самая высокая колокольня Казани — Богоявленская. Ее высота — 74 метра. Можно подняться и осмотреть центр города и улицу Баумана с высоты смотровой площадки.
Из странного: на казанском Арбате есть огромный портрет Моны Лизы с, господи прости, айфоном в руке. Улица по обе стороны усыпана сувенирными лавками, продающими невкусный деревянный чак-чак, а постоянные обитатели здесь (помимо туристов) — местные бездомные. Еще один пункт, неистово злящий местных жителей: власти будто бы полностью развязали руки коммерсантам. Летом 2023-го веранды огромного количества питейных заведений на Баумана занимали практически половину улицы. Поэтому туристы и случайно забредшие сюда местные жители без преувеличения перемещались по улице шеренгой, без возможности кого-то обогнать и убежать по своим делам.
Достается Баумана и от местных урбанистов. Они считают, что дизайн улицы застрял в 90-х. И вообще она выглядит убого. Ну ладно урбанисты — власти города тоже откровенно не в восторге от центральной улицы. Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина заявила, что сейчас Баумана «не для людей, а больше для туристов».
Кстати, полтора года назад власти под давлением казанцев начали бурно обсуждать реконструкцию улицы, да только ни до чего не договорились. Иногда подкрашивают лавчонки да меняют фонари. Из действительно заметных изменений последних лет: мэр Казани Ильсур Метшин лично выгнал с Баумана надоедливых коней-аниматоров, которые выуживали из туристов сотни рублей за одно фото с ними.
На Баумана много заброшенных и разрушенных зданий, разбитый тротуар, нерабочие ливневки, вечно под ногами мусор, на старых зданиях — кричащие разношерстные вывески всех мастей. И просто невероятное количество промоутеров, раздающих никому не нужные листовки в заведения, развлекательные центры и зазывающие на экскурсии.
Но! Всё по классике: денег на реконструкцию главной улицы нет. Даже у такого богатого города, как Казань.
Нижний Новгород
— В Нижнем главная пешеходная улица — это Большая Покровская, она же Покровка, — рассказывает заместитель главреда NN.RU Ирина Колобова. — Там всегда движово и шумно, постоянно гуляют местные и туристы, художники продают картины. Последнее время уличные музыканты начали играть по согласованию с властями, поэтому организуются даже мини-концерты с неплохим репертуаром.
Основная местная проблема — аниматоры в ростовых куклах, которые сначала предлагают сфоткаться, а потом просят деньги. Сначала они были в костюмах зебры, теперь превратились в ангелов, но принцип работы один и тот же. Запретить им там появляться не могут, потому что они числятся самозанятыми. Плюс, пока идешь от начала до конца Покровки, соберешь стопку флаеров.
А еще Покровку любят ремонтировать — почти каждый год местами перекладывают плитку. Это уже местная шутка. Недавно власти вернули городовых в красивой белоснежной форме, которые типа патрулируют улицы в центре. На Покровке их можно встретить чаще всего. На всякий случай их сопровождают два чоповца. В общем, местным смешно, но туристам нравится — любят с ними фотографироваться.
Летняя проблема улицы — нехватка зелени, то есть спрятаться от пекла там некуда. Власти уже давно пытаются высадить деревья в кадках, но мало что приживается.
Ну и еще одна проблема пешеходной улицы — как ни странно, автомобили. Периодически находятся умники, которые едут прямо по брусчатке, разгоняя идущих людей, хотя по факту там может проезжать только спецтехника или машины с продуктами и товарами для кафе и магазинов. Случается это редко, но раздражает сильно.
Из хорошего — много кафе, кухни на любой вкус, много магазинов, не только люксовых, но и обычных, куда может заглянуть каждый. Но баров почти нет: для них у нас отдельная улица. Хотя людей тут много, места хватает всем, потому что Покровка действительно широкая и просторная. Плюс она не просто идет по прямой, а имеет много ответвлений. На соседних улицах тоже красиво, и там находятся местные достопримечательности. Кроме того, есть удобная транспортная развязка — рядом метро, трамвайные и автобусные остановки.
Главное достоинство — красивая историческая архитектура. Люблю рассматривать детали на зданиях, всегда что-то новое замечаешь. Самое известное здание — готический Госбанк, словно из вселенной про Гарри Поттера. Пару лет назад на улице установили световой потолок и светящиеся фигуры, ночью выглядит красиво и сказочно. Ну и красивая финальная точка у Покровки — вид на кремль и чуть дальше Чкаловская лестница и волжские просторы.
Омск
— В Омске есть пешеходная улица Чокана Валиханова. Ее обновили в 2014 году и тогда же стали называть омским Арбатом, — вспоминает заместитель главного редактора NGS55.RU Олеся Шулицкая. — Деньги на работы давал «Газпром», всего выделили 2 миллиарда рублей. До реконструкции на Валиханова собирались неформалы, играли на гитарах.
На улице появились футуристические фонтаны. Один фонтан необычной формы в виде арки получил в народе название «омские штаны». Также там установили стеклянные павильоны, похожие на кристаллы, а внутри них — экраны с различной информацией о городе. «Кристальным» стал и вход в подземный переход. Появились необычные квадратные лавочки, но сидеть на них не очень удобно — спинки нет.
До реконструкции на улице росли высокие старые ели, во время ремонта они пошли под снос. Новые деревья приживались там довольно плохо и выборочно. Интересно, что в середине пешеходную улицу пересекает дорога.
В целом после ремонта улица, безусловно, стала более парадной, на ней появились картиночные виды. Там стоят два интересных исторических здания — деревянный музей художника Кондратия Белова и здание начала XX века (сейчас в нем располагается департамент культуры), а завершается Валиханова теми самыми «омскими штанами» и смотровой площадкой с видом на нашу главную реку Иртыш.
Пешеходная улица какого города вам понравилась больше всего?