Пешеходы со стажем привыкли спускаться под землю ради собственной безопасности. На поверхности оживленной проезжей части люди рискуют оказаться под колесами автомобиля. Чтобы таких случаев было меньше, придумали строить подземные переходы. И хотя современные тенденции в развитии городов говорят, что это не самый естественный способ решения проблемы, вряд ли кто-то будет оспаривать его надежность.
Мы рассказываем о «пешеходной» части подземного Екатеринбурга и показываем ее такой, какая она есть. Сегодня очередь изучить переход на улице Свердлова. Туда спускаются пассажиры, которые приехали в город на поезде или электричке — это переход в районе слияния Свердлова с улицей Челюскинцев. И это один из самых просторных переходов города с небольшой площадью внутри.
Кроме железнодорожного вокзала рядом находятся станция метро, Северный автовокзал и ДК железнодорожников.
Переход строили в два захода. В 1967–1968 годах появился тоннель под улицей Челюскинцев, в 1976 году — под улицей Свердлова.
Так в проекте описаны планы по строительству в 1967-м:
— Место перехода определилось взаимным расположением Привокзальной площади и улицы Свердлова, а также сложившимся здесь пешеходным движением от автомат-закусочной на юго-западный угол Привокзальной площади. С переносом трамвайных путей в сторону гостиницы и трамвайной остановки «Вокзал» в сторону улицы Якова Свердлова и окончанием строительства десятиэтажных жилых домов и гостиницы на 600 мест поток пешеходов в этом направлении еще больше увеличится.
Изыскания для строительства проводил институт «Уралгипротранс», работа досталась тресту «Свердловсктрансстрой». Интересны данные, которые указаны в документах: в 1963 году интенсивность автомобильного движения по улице Свердлова составляла 915 приведенных единиц в час пик в одном направлении (данные кафедры городского хозяйства УПИ). В 1980 году, предполагали в институте «Свердловскгражданпроект», интенсивность движения в обоих направлениях должна была составить 3950 приведенных единиц, а пешеходный трафик в месте перехода — 4934 человека в час пик.
За приведенную единицу измерения в исследованиях принят легковой автомобиль, остальные транспортные средства приводятся к легковому автомобилю с помощью коэффициентов по специальной формуле.
В 1976 году, когда началась вторая очередь строительства, эксперты оценили износ первого тоннеля под Челюскинцев, он составил 20%.
В 1989 году Свердловское объединение центров научно-технического творчества молодежи сделало проект реконструкции перехода — тогда как раз планировалось переустройство трамвайных путей и реконструкция улицы Челюскинцев. Но работы застопорились, а через шесть лет по этим документам сделали новый проект и провели реконструкцию.
Уже тогда в подземных переходах Екатеринбурга шла бойкая торговля. Часть площадей перехода на Свердлова занимали деревянные киоски, в которых горожане могли купить продукты или ширпотреб. 20 июня 1989 года случился пожар и киоски сгорели.
А в 90-е и в начале 2000-х тут можно было купить видео- и аудиокассеты, их продавали сразу в нескольких точках. Порой музыка звучала из каждой одновременно, создавая жуткую какофонию.
В январе 2023 года незаконная торговля там прекратилась, муниципальная организация «Водоотведение и искусственные сооружения», в чьем ведении находится переход, попросила коммерсантов съехать. Но кое-кто еще торгует, хотя и им осталось недолго.
— Оставшиеся в переходе объекты находятся на рассмотрении в суде и будут устранены в судебном порядке, — пояснили в пресс-службе мэрии.
Бонусом добавим фотографии перехода на Мельковской — Свердлова.
Почитайте о безнадежной борьбе за чистоту переходов на Халтурина и посмотрите фоторепортаж о «ельцинском» переходе на Восточной. К 300-летию Екатеринбурга в самом популярном подземном переходе города, который находится на Плотинке, появились новые рисунки, посвященные героям рок-музыки.