В Екатеринбурге и его окрестностях всё время что-то строится — и далеко не только многоэтажные «человейники», есть и коттеджные поселки, в том числе с интересной современной архитектурой. И всё-таки есть одна проблема, о которой говорят не так часто: у современного уральского частного дома нет своего стиля.
Что с этим делать и как налаживать связи между участниками строительного рынка? Об этом в авторской колонке порассуждала екатеринбургская журналистка Ольга Павлова.
В течение нескольких лет моей работой были съемки пространств на разных стадиях строительства; много было среди них и частных домов. В основном это были проекты классных уральских строителей. Но если вы спросите, помогло ли это понять, что такое именно уральский частный дом, я, к сожалению, отвечу: нет.
Мы хорошо представляем, что такое альпийское шале, дом в скандинавском стиле, средиземноморская вилла, хайтек-дом — ведь именно это последние лет 20 нам и продавали как идею «своего коттеджа». Но мы с трудом можем описать «уральский дом».
Кажется, это точно не изба, но тогда как он устроен? И хотя строительный рынок сформулировать этого пока не может, огромное количество местных бизнесов опирается на чисто уральские разработки, уральские культурные традиции и, конечно, локальные материалы.
Да, «уральскость» многими сейчас воспевается, но для маркетинга в строительстве она пока редко является опорой.
«Зато опыт других стран продается и покупается. Даже наши уральские технологии строительства объясняют через опыт других стран»
Если огнебиозащита для древесин испытывалась в Африке, она непременно крутая. Если обработанные по какой-то там технологии сваи служат больше 70 лет в Норвегии, это тоже сразу аргумент в пользу бренда. Или вот строительные блоки из деревобетона — материал, из которого построена львиная доля берлинского метро — потребитель впечатлен!
А не этот ли блок представлен в прекрасном музее «Ячейка F» в Екатеринбурге? Не из него ли построено одно из знаменитых конструктивистских зданий архитектора Гинзбурга — комплекс на Малышева — Хохрякова? То же самое с модным сейчас фахверком (разновидность каркасного домостроения. — Прим. ред.)
Вакуум единомышленников
Хотелось бы, чтобы современные домостроители опирались на исторические культурные коды. Конечно, изучая архитектурное наследие и находясь в кругу специалистов высочайшего уровня, я живу в иллюзии, что ценности эти очевидны, важны и понятны. А на самом деле рынок суров и далек от идеализма.
Опыт съемки малоэтажных и высотных домов, а также самых разных производств показал: среди профессионалов рынка нет совсем уж циников, которым не важно наследие. Просто и у профессионалов есть ощущение, что ценности эти общество с ними не разделит.
Например, мы снимали кузнечный цех. Там делают ворота, мангалы, навесы — много всего. Знаете, какая у этих людей мечта? Заниматься не только ковкой, но и литьем, воссоздавая чудом сохранившиеся прекрасные образцы убранства старых уральских городов.
«Но на рынке в доступе другая технология — иранское литье. И наши люди вовсю украшают им свои дома, оставляя для истории именно иранские орнаменты»
Кооперация
Я глубоко убеждена: это происходит потому, что профессионалы рынка не общаются друг с другом, не выходят в публичное поле со своими работами. Сфера малоэтажного строительства разобщена, никто не формулирует общих глобальных целей и смыслов. Поддержки нет, потому что отрасль ее практически не запрашивает.
Почему кооперация внутри отрасли важна каждому из нас? Представьте: технологии пересекаются-стыкуются в проекте и на стройке, а их производители в жизни едва знакомы!
Простой пример. На деловой сессии «Малоэтажное строительство: биржа кооперации» выступают производители навесных фасадных систем — их технология позволяет крепить не только простенький сайдинг, но и металлические или керамогранитные панели, красивый клинкер и многое другое. Креплений у панели не видно, высший класс.
А следом за ними слово берет представитель компании, которая занимается деревообработкой. Их древесина прочная как камень, и панели для уличных стен делают.
И мне сразу хочется, чтобы обе компании видели потенциал в кооперации, и я начинаю рассказывать, что в Берлине снимала сюжет у Еврейского музея: его суперсовременные фасады представляют собой как раз состаренное дерево на такой же подсистеме. Выглядит невероятно. Всемирно известный культурный объект, изображение которого друг другу пересылали все архитекторы, когда он был построен. Так вот, уральские производители могут не хуже. Всё дело в кооперации. И в спросе.
Еще пример. Берет слово производитель алюминиевого профиля, в том числе для оконных систем — он только начал приглядываться к рынку малоэтажного строительства. Раньше были только высотки — очень заметные в регионе объекты. И оказывается, они могут сделать оконное панорамное остекление для домов фахверк, А-фрейм и деревянных домов вместо ушедших с рынка европейских брендов.
Этого спикера с большим вниманием слушают производители деревянных домов полного цикла, которым за последние полтора года уже не раз пришлось отказать своим клиентам в больших окнах из-за их огромной стоимости.
Этот же производитель домокомплектов (набор стройматериалов, из которых можно собрать дом. — Прим. ред.) из дерева работает в сфере строительства инфраструктуры для фермерских хозяйств и туристических кластеров. Ему полезно узнать о новых возможностях компаний по очистке сточных вод. Оказывается, вместе они вполне способны создать автономную экосистему чуть ли не в заповедном месте.
Что получит потребитель? Экологически чистый молочный продукт из коровников из уральского бруса с фермы, которая не будет загрязнять экосистему, что гарантировано уже на стадии строительства.
Или лестница: известная проблема малоэтажного мира. Клиенты зачастую думают о лестнице в последнюю очередь, и начинается: то, что хотел заказчик, воображал дизайнер, установить никак нельзя — то проем мал, то нагрузку по стенам распределить не получается. Все выкручиваются. Лестничники прокачивают навыки, строители развивают смекалку, клиенты выращивают стрессоустойчивость.
А если производители домокомплектов и производители лестниц скооперируются? А если специалисты, которые занимаются ковкой и литьем, тоже поучаствуют в кооперации? А если риелторы и дизайнеры поймут преимущества такого подхода — кто выиграет?
Если строители и подрядчики договариваются, лишь пересекаясь на конкретном объекте, когда есть проблемы, история так и остается кулуарной: что-то придумали, выкрутились и ладно. А если крутая лестница сразу есть в проектном решении? Возникает синергия. Рынок становится цивилизованнее, грамотнее.
Поддержка и организация
Это лишь несколько примеров, чего могут добиться в кооперации уральские строители и производители технологий и материалов. А если эти начинания будут поддержаны на региональном уровне? Как, кстати, и те бизнесы, для которых эта инфраструктура создается.
Да что тут говорить об особом уральском доме, когда даже производственные площадки, где можно производить домокомплекты, у нас расположены настолько далеко, что часто компаниям выгоднее сотрудничать с соседними регионами. Почему-то домокомплект из Казани бывает дешевле нашего, а уральское дерево до того, как стать домом, должно съездить для обработки в Киров. Как вам такие инсайды со съемок?
И напоследок. Союз стройиндустрии намерен содействовать уральским компаниям в деле кооперации и уже на «Форуме 100+» продолжить разговор о малоэтажке. Но запросы, пожелания, потребности должны выражать и сами участники рынка.
Мне кажется логичным предложить сообществу для начала объединиться вокруг одной из значимых тем — наследия. Чуть ли не каждый выступавший на «Бирже кооперации» сказал с гордостью о том, что его технология применяется или может применяться в работе с объектами культурного наследия. Чем не повод перечислить успешные кейсы и суммировать опыт решения сложнейших задач? И созидание, и кооперация, и повод для гордости.
И наконец, возникнет та самая работа со смыслами вокруг вполне реальной идеи современного умного уральского дома. Как вам кажется?
Согласны с автором?
Почитайте также колонку Ольги Павловой о том, как встроить исторические здания в современность. А еще она рассказывала историю здания в самом центре Екатеринбурга, которое ждет новая жизнь.