Бывший детский врач Нина Клименова спокойно проживала в небольшой комнатке в двухэтажном бараке, пока в 2018 году дом в переулке Газовом не снесли с формулировкой «для муниципальных нужд». После этого пенсионерке некуда было пойти: она долгое время скиталась по друзьям, ночевала на вокзале и сейчас только благодаря своему сыну живет на съемной квартире на пятом этаже за 15 тысяч рублей в месяц.
Фотожурналист Алексей Владыкин и ее подруга Любовь Тимирева уже несколько лет борются за то, чтобы пожилой женщине с больным сердцем и амнезией предоставили жилье: ей нужна даже не квартира, а хотя бы маленький уголок для спокойной жизни.
— В жизни мне никто ничего не давал, — рассказала пенсионерка Алексею Владыкину. — Была оставшаяся от мамы двухкомнатная квартира в Каменске-Уральском. Ее разменяли, чтобы купить жилье сыну и внукам, а мне — комнату в Екатеринбурге. А сейчас и вовсе меня обманули, оставив без ничего.
В 2014 году дом, в котором жила бывший детский врач, был признан аварийным и подлежал сносу. Взамен владельцам комнат предлагали не новую квартиру, а деньги, равные сумме выкупа, которые определила фирма-оценщик. В итоге за долю в комнате Нине Алексеевне выплатили 205 тысяч рублей.
На такие средства в Екатеринбурге невозможно купить недвижимость, поэтому Нина Клименова впервые обратилась в Чкаловскую районную администрацию за временным жильем. Суд отклонил ее требование из-за несоответствия нормам закона, ведь пенсионерка уже получила деньги.
— У нас по закону, если жилой фонд нужен для муниципальных нужд, у людей забирают квартиру, комнату и всё, что там есть, и отдают вместо этого деньги, — рассказала E1.RU Светлана Фомина, адвокат Нины Клименовой. — Если гражданин не желает получать деньги или [предложенной суммы] недостаточно, он может уйти со встречным иском и попросить вместо денег квартиру. В этом случае это невозможно было сделать, потому что дома по этому адресу должны были быть в перечне домов по губернаторской программе, а они внесены не были.
Нина Алексеевна — инвалид 3-й группы, и она не знала, что по закону может получить квартиру по состоянию здоровья. После обращения в мэрию глава администрации Чкаловского района в 2017 году признал пенсионерку малоимущей и включил ее в очередь на предоставление жилья (причем со старой пропиской).
— Ее поставили 13-й на очередь. Она то у подруги в Каменске-Уральском, то в Екатеринбурге на Славянской, Ирбитской, Павла Шаманова... В ковид написала в администрацию Чкаловского района о том, что она больной человек, скитается по знакомым. Тогда ей посоветовали потерпеть, говорили, что она получит жилье через год-два, — рассказала Любовь Тимирева, подруга Нины Клименовой.
В 2022 году бывшая врач уже была второй в очереди из нуждающихся в жилье. Ей практически удалось получить крышу над головой, однако в самый последний момент из районной администрации сообщили, что ее снимают по причине «выезда из Екатеринбурга в другое муниципальное образование». И первым вопросом пенсионерки был: «В какое?» В качестве доказательств, что Нина Алексеевна была в городе, она предоставила в суде показания свидетелей, медицинскую карту и паспорт с пропиской. Убедить судью не удалось.
— Летом позвонили и сказали: «Вас сняли с очереди». Это произошло в связи с тем, что она не прописана в Чкаловском районе. Хотя ранее на суде стоял вопрос, так ли важно иметь прописку в Чкаловском. Ей ответили: «Главное, чтобы не выезжала за пределы Екатеринбурга». У нее нет подписки о невыезде, она же не преступница. Куда ей сейчас? Ей 75 лет, — поделилась Любовь Тимирева.
По словам помощницы, в администрации района знали, что Нина Клименова прописана по старому (а точнее, уже тогда несуществующему) адресу. И всё же ее поставили в очередь на получение жилья.
— Ей не нужно никакой квартиры. Хоть бы что-нибудь бы дали. Сейчас она живет на пятом этаже за 15 тысяч в месяц. Сын помогает оплачивать квартиру, пенсии на такое не хватает, — объяснила подруга Нины Алексеевны.
Для того чтобы снова встать в очередь, пенсионерке по закону нужно прописаться в Екатеринбурге и ждать пять лет. Кому досталось ее льготное место в очереди — неизвестно.
— Я не доживу, — сказала на это Нина Клименова.
За разъяснением E1.RU обратился в Чкаловскую районную администрацию. Там ответили, что не уполномочены комментировать решение суда.
— Распоряжением администрации Чкаловского района Клименова Н. А. в 2022 году снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Вопрос правомерности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Клименовой Н. А. являлся предметом судебного разбирательства, — ответили в районной администрации.
Ранее мы рассказывали про екатеринбуржца Виктора Баутина, который стал инвалидом из-за ранения на спецоперации. Его самый родной человек — близнец Семен. Ко всему прочему братья остались без крыши над головой.
Также почитайте историю Анастасии из Екатеринбурга. Ее мать была лишена родительских прав. Насте повезло, она не попала в детский дом и жила с бабушкой. Семь лет она не может добиться получения квартиры, несмотря на выигранный суд.