Уже на этой неделе, 16 августа, в Екатеринбурге откроется преображенный переход на Плотинке. Больше десяти лет он был известен под именем «стена Виктора Цоя», но теперь там появятся портреты легенд Свердловского рок-клуба. Накануне открытия арт-объекта главный редактор E1.RU Александр Ашбель решил вспомнить неоднозначную историю этого места.
Знаете, одна из ситуаций, которые больше всего бесят наших читателей, — это когда кто-то заявляет: «А теперь будет вот так». Он может этого и не говорить, но однажды вы выйдете на улицу и вместо раскидистого дерева возле дома увидите корявый пенек, а вместо киоска с фруктами — парковку для самокатов. Вас при этом никто не спросил.
Я уверен: такого добра каждый из нас вспомнит предостаточно. Снос телебашни. Строительство «Пассажа». Храм на Драме. Да те же электросамокаты — никаких обсуждений, «теперь будет вот так».
Не каждый уже вспомнит, каким был переход на Плотинке до того, как его разрисовали черно-белыми портретами Цоя, а были там роскошные репродукции картин Матисса, Мунка и Пикассо, во всю высоту стены. Они появились в 2009 году, когда фестиваль «Стенограффия» существовал разве что в виде проекта. Художники сами купили краску и старательно перерисовали «Танец», «Крик» и «Девочку на шаре» с открыток, потратив на это 2000 тогдашних рублей.
Но вот прошло три года — и место мировых шедевров занял Виктор Робертович, причем местами нарисованный весьма криво. Хотя свободного места для организации стены Цоя хватало с избытком, новые «художники» всё равно предпочли закрасить всё, что было до них. Да, понятно, что уличное искусство не вечно, и его создатели сразу морально готовы к этому, но всё равно непонятно, зачем замазывать чужую красоту, если можно этого избежать.
Жители нашего вольного города бесов тогда повозмущались (и даже крепко поругались), но со временем всё поутихло. Переход зажил новой жизнью, в которой мазня на стенах стала хорошим дополнением к вечно заблеванному полу и неопрятного вида музыкантам. Я же по сей день стараюсь не ходить там, чтобы поберечь слух, зрение и обоняние, потому что помойка в самом центре города — удовольствие ниже среднего.
Теперь же авторы стены Цоя сами испытают чувство утраты — совсем скоро переход снова станет арт-объектом, который прямо сейчас создает команда «Стенограффии». Вместо всенародно любимого, но все-таки ленинградца из группы «Кино» на стенах появятся графические сюжеты про наш родной уральский рок.
Лично я доволен. Все-таки продуманный арт-объект, созданный профессионалами, лучше, чем неумелые и бесхитростные зарисовки. А еще я наивно верю в то, что этот опыт хоть кому-то станет уроком: нельзя делать что-то хорошее, просто так разрушая чужую работу. Особенно если этого можно избежать.
Что лучше для перехода на Плотинке?
Ранее мы сравнили арт-объекты, которые были подарены Екатеринбургу на 300-летие (и предложили вам за них проголосовать), а еще посмотрели, как выглядит центр города за месяц до празднования юбилея.
Все публикации по теме приближающегося Дня города мы собираем в специальном разделе.