Ежегодно в Екатеринбурге и области строятся и ремонтируются сотни километров дорог. Дорожники проектируют и реализуют удобные подъезды к мегаполису, упрощают логистическое плечо для транспорта, который проходит через город транзитом, создают с нуля дорожные сети для новых районов и развязки на сложных транспортных узлах, проводят работы по повышению безопасности движения на магистралях и улицах.
Специально к 300-летию столицы Урала мы решили вспомнить, как менялся дорожный Екатеринбург за последние 10 лет и какие дороги сделали нас ближе друг к другу.
- ЕКАД: кольцо — лучший подарок к юбилею
- Макаровский мост: всего две реконструкции за полтора века
- Кольцовский тракт: от просеки к международным воротам Екатеринбурга
- Новые развязки: какие путепроводы спасут город от пробок
- Путь в Европу: дороги, которые прокладывают с нуля
- Дороги большого города: сколько километров дорожного полотна отремонтируют в юбилейный год
ЕКАД: кольцо — лучший подарок к юбилею
В юбилейный год Екатеринбург получил, пожалуй, главный подарок — завершилось строительство ЕКАД. Идея кольцевой дороги вокруг Екатеринбурга появилась еще в 1960-х. Но строительство началось лишь в 1989 году. Нулевой километр расположили на пересечении с Челябинским трактом. Из этой точки против часовой стрелки стала расти первая на Урале кольцевая автодорога. К 2011 году она дошла до Пермского тракта, и Екатеринбург получил свое северное полукольцо. Правда, в 1987 году проектировщики и подумать не могли, что спустя 20 лет автомобильный трафик вырастет в сотни раз. Поэтому долгожданная магистраль — это дорога второй категории — двухполосная.
Из-за роста интенсивности движения ГОСТ к дорожному покрытию стал более жестким. Появились новые технологии по укладке и диагностике качества дорожного полотна. Поэтому южное полукольцо — это дорога нового поколения и отстраивали ее уже в три этапа: первый пусковой комплекс — четырехполосный с разделительной полосой посередине, а следующие — шестиполосные. Долгое время ЕКАД была опытным полигоном, где применялись все новые технологии строительства дорог и контроля качества. В итоге заключительный отрезок стал эталоном того, как должна выглядеть автодорога в мегаполисе XXI века — основательная, ровная и широкая.
Чтобы построить более 90 километров дороги, которая взяла в кольцо Екатеринбург с его предместьями, потребовалось 33 года. Над таким амбициозным и просто колоссальным проектом работали резиденты Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала»: генеральным подрядчиком практически 80% дороги был «Трест Уралтрансспецстрой», также весомый вклад внесли «Свердловскавтодор», «УралДорТехнологии», «Жасмин», «Мелиострой», «Мостстройпроект».
Автодорожный круг замкнулся, но работы на ЕКАД не останавливаются. «Трест Уралтрансспецстрой» уже заключил госконтракт на реконструкцию первого участка северного полукольца — с 10-го по 24-й километр. Но предстоящие работы трудно назвать реконструкцией. Перед дорожными строителями встала задача превратить 20-летнюю двухполосную дорогу в благоустроенный шестиполосный автобан первой категории. Согласно плану, эти работы должны завершить за 5 лет, далее приступить к реорганизации участка до Серовского тракта, а затем до Пермской дороги Р-242. Первые результаты уже есть: 27 июля открыли съезд на Тюменский тракт на заключительном участке Семь Ключей — Большой Исток. Здесь расширили проезжую часть до четырех полос и разделили встречные потоки.
По итогу в ближайшие 10 лет Екатеринбург получит ЕКАД первой категории, по которой можно передвигаться очень быстро, а главное — безопасно.
Макаровский мост: всего две реконструкции за полтора века
Испокон веков Макаровский мост — это один из важнейших путепроводов в Екатеринбурге. Он соединяет городские берега, позволяет жителям западной части города максимально быстро добираться до ж/д вокзала и колоссально разгружает город.
Вплоть до 50-х годов главный мост Екатеринбурга был деревянным. Перед прокладкой трамвайной линии по улице Челюскинцев было принято решение заменить его на железобетонный. Так в 1959 году появился тот самый мост, который знаком каждому жителю и гостю города. И только в 2014 году в мэрии заявили, что Макаровский мост в аварийном состоянии и ему даже грозит обрушение. В итоге спроектировали новый мост. Он стал раздобревшим близнецом предыдущего. А официальным стартом строительных работ стал июль 2017 года — тогда снизили уровень Городского пруда. Основным подрядчиком выступил резидент Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» — Городское управление дорожно-строительных работ. Оно ровно за два года построило первую очередь моста.
Работы над второй очередью начались в июне 2020-го, в разгар локдауна. Интересно то, что на подготовительный период было выделено 10 месяцев, а специалисты ГУДСР управились всего за 3. Работы велись круглыми сутками. Перерывы случались только по погодным условиям и нормативам. Например, чтобы бетон набрал прочность, необходимо 28 суток при идеальных условиях: +18… +22 °C и влажность воздуха от 80 до 100%. Всё, конечно, зависит от марки и присадок, но средние показатели такие. Кстати, бетон, использованный при строительстве Макаровского моста, в два раза прочнее, чем тот, что был в советские годы. Как говорят строители, еще лет 100 мост точно простоит.
Вторую очередь переправы открыли в 2021 году — на целый год раньше, чем было прописано в контракте. Завершить строительство Макаровского моста в сжатые сроки, с одной стороны, помогло то, что был учтен опыт, приобретенный при возведении первой очереди. Многие процессы оптимизировали и учли все ошибки. А с другой — чувство долга перед горожанами. Специалисты ГУДСР понимали, насколько важно поскорее открыть одну из главных переправ столицы Урала.
Мегастройка продлилась около четырех лет. На нее Екатеринбург и Свердловская область потратили 2556,5 млн рублей. Зато главный мост города стал шире: был 24,6 м, а стал 42,6 м, пропускная способность заметно увеличилась: вместо четырех полос — шесть, а людям стало безопаснее передвигаться по Макаровскому мосту пешком и на велосипеде: тротуары сделали шире. Кроме того, в рамках реконструкции переправы сделали выезд с улицы Гражданской более удобным.
Кольцовский тракт: от просеки к международным воротам Екатеринбурга
Строительство этой магистрали было предусмотрено еще Генеральным планом Свердловска в 1969 году, но нашлись причины отложить масштабную стройку. Вернулись к вопросу уже в 1980 году. Но за 10 лет успели только сделать технико-экономическое обоснование, смету и просеку под дорогу. В 90-е проект стал долгостроем. Вновь вернулись к реализации трассы Екатеринбург — Кольцово уже в конце 1996 года. В итоге 14 августа 2002 года Эдуард Россель на правах губернатора официально открыл парадные ворота Екатеринбурга. Эту дорогу, как и ЕКАД, город ждал тоже 33 года. Строительство завершилось при руководителе с немецким происхождением, поэтому 12 км от города до аэропорта Кольцово окрестили Россельбаном.
С появлением МВЦ «Екатеринбург-Экспо» потребовался удобный съезд к площадке. Сказано — сделано. Позже рядом с выставочным центром построили конгресс-холл, который в 2019 году готовился принять глобальный саммит производства и индустриализации GMIS-2019. Тогда перед дорожными строителями встала просто космическая задача: за 11 месяцев сделать парковку на 6000 машино-мест, пересмотреть логистику по площадке, расширить подъезды и отремонтировать 5 км автобана, ведущего от Кольцово к «Екатеринбург-Экспо». Для сравнения: на строительство 11 км второго пускового комплекса ЕКАД отводили четыре года.
Чтобы уложиться в срок, при устройстве дорог и площадок специалисты применили новые технологии. Специальное оборудование позволяло провести все геодезические работы с точностью до сантиметра — из электронного проекта было четко понятно, какая работа и в каком месте должна выполняться. Благодаря этому на один участок можно было запускать сразу нескольких подрядчиков. На грейдеры и бульдозеры установили датчики, которые получали данные о поверхности земли в том месте, где стоит машина, и автоматически настраивали технику. Так называемые ножи принимали положение параллельно земле, что в 2,5 раза ускоряло работу по укладке земляного полотна и щебеночных оснований.
Также дорожники впервые использовали 3D-систему для укладки асфальтобетонных смесей. Раньше для ровной поверхности использовали нивелир и отвес, а сейчас — роботизированные тахеометры, которые сами следят за техникой для обеспечения соответствия поверхности проекту. Они сообщают, на какой высоте должна проходить асфальтовая поверхность, после чего толщина формируется автоматически.
Новые развязки: какие путепроводы спасут город от пробок
Один из самых долгожданных объектов — это развязка у концерна «Калина». Именно здесь происходит слияние транспортных потоков с Тюменского, Полевского трактов и дублера Сибирского тракта, а к ним добавляется ежедневный трафик микрорайонов ЖБИ, Синие Камни и Втузгородка. Также в этой части города соединяются сразу три района: Октябрьский, Кировский и Чкаловский, с общей численностью жителей 680 000 человек. Новый путепровод можно назвать стратегически важным и жизненно необходимым не только городу, но и области. Поэтому грандиозный объект вошел в нацпроект и получил федеральное финансирование.
Реконструкция стартовала в 2021 году, но из-за многочисленных сетей основные этапы работ начали выполнять только в 2022-м. Уже в этом году планируют открыть движение автомобилей по двухполосным эстакадам правого и левого проездов, что значительно разгрузит город. А полностью завершить реконструкцию планируют в 2024 году.
Еще один объект, который спасет город от пробок, — это развязка на Объездной — Серафимы Дерябиной. Первый этап проекта осуществили в 2019 году. Тогда сделали сквозной проезд из Академического в сторону центра Екатеринбурга. Но, чтобы полностью разгрузить этот участок, требуется эстакада. Планируется, что она будет состоять из двух параллельных мостов шириной 16,75 м для разведения встречных транспортных потоков. Длина путепровода составит 430 м, а высота — 5 м. Но даты реализации этого проекта сдвинулись, так как сейчас в приоритете строительство трамвайной ветки, которая соединит Академический с Верх-Исетским районом. Линию уже интегрируют в существующую сеть в районе улицы Серафимы Дерябиной и трамвайного кольца на улице Волгоградской.
Путь в Европу: дороги, которые прокладывают с нуля
За последние 10 лет Екатеринбург пополнился Солнечным микрорайоном и административным районом города — Академическим. Сейчас возводят Новокольцовский, где уже расположился кампус УрФУ и несколько спортивных объектов международного класса, в которых проведут Международный фестиваль университетского спорта — 2023.
Новые единицы города построили буквально в чистом поле, соответственно, все улично-дорожные сети также были реализованы с нуля. Радует то, что на достигнутом дорожники не останавливаются. Так, благодаря федеральной программе «Стимул» в этом году в Солнечном появились новые объекты улично-дорожной сети: дублер 2-й Новосибирской улицы — проезд в границах улиц Любви и Нескучной, а также новая улица, которая идет от Лучистой до Золотистого бульвара. Эта дорога обеспечивает транспортную доступность к губернаторскому лицею и Центру художественной гимнастики. Также в Солнечном к 2024 году появится первая очередь трамвайной линии. А в Академическом продлили улицу Чкалова и сделали широкий тротуар, по которому приятно гулять и подходить к Академии тенниса и Дворцу дзюдо.
Но новые дороги объединяют не только районы, но и города. В следующем году можно будет прокатиться до Казани с ветерком по новой трассе М-12. А там и до Москвы рукой подать. Сейчас дорожные строители укладывают финишный слой асфальта на участке трассы Р-242 Пермь — Екатеринбург, входящей в состав маршрута Казань — Екатеринбург. Она будет примыкать к федеральному автобану в районе Ачита. Как ЕКАД, магистраль будет первой категории, — четырехполосная с разделением встречных потоков. Так она сможет принять новые потоки трафика, которые пойдут с трассы М-12.
Еще один сюрприз — новая скоростная дорога будет интегрирована в грандиозный логистический проект «Сухой порт», который станет восточными торговыми воротами России. К слову, первая очередь проекта уже реализована недалеко от озера Шарташ, а работа над второй началась недавно в районе ж/д станции Седельниково.
Дороги большого города: сколько километров дорожного полотна отремонтируют в юбилейный год
Автобаны, дороги в новых районах, спасительные развязки и другие глобальные проекты — это лишь вершина айсберга работ дорожников. Штатный ремонт дорожного полотна, конечно же, никто не отменял. В этом году в Екатеринбурге специалисты приведут в порядок 45 участков автодорог и тротуаров. Причем 19 из них — общей площадью 289 600 кв. м дорожного полотна и протяженностью 18,8 км — в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».
Уже к сентябрю планируют завершить работы и порадовать обновленными дорогами и благоустроенными тротуарами жителей Старой Сортировки, Заречного, Пионерского, Центра, ВИЗа, Юго-Западного, Широкой Речки, Уктуса, Вторчермета, Паркового, Автовокзала и Горного Щита. В этом преображении будут участвовать не только резиденты Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала», но и даже крупные девелоперы.
Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала» и ее резиденты поздравляют екатеринбуржцев с 300-летием города, желают дальнейшего развития и процветания любимому Екатеринбургу, а также счастья и благополучия всем его жителям.
Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала», Asdorural.com