Представьте: вот вы стоите на остановке, уже устали ждать своего маршрута — и тут появляется автомобиль, обвешанный маршрутными листами. Его водитель уверяет, что это автобус, и даже за проезд просит стандартные 33 рубля. За рулем этой машины — известный в городе персонаж, поющий кондуктор из Академического Даниил Черкашин. Он посвятил всё свое время тому, чтобы ездить по перегруженным маршрутам и подбирать пассажиров.
Мы прокатились по авторскому маршруту № 24а, который идет из центра города до поселка Мичуринского. По дороге Даниил рассказал, как на его автобус реагируют пассажиры и получается ли заработать таким извозом.
«Начинают наушниками пользоваться, а я этого терпеть не могу»
То, что это не обычная машина, понятно сразу: салон украшен новогодними шарами, гирляндами и мишурой, а на сиденьях можно прочитать авторские стихотворения, которые Даниил посвятил Академическому району.
Как и положено в общественном транспорте, во время движения водитель объявляет остановки и параллельно проводит небольшую экскурсию по городу. Для этого он специально изучил, в честь кого названы улицы, и всю информацию выписал в тетрадку.
— Когда я работал в автобусе, тоже это делал, — объясняет Даниил. — Я специально заказал себе микрофон и поднимал его, чтобы звук шел поверху. Когда перестал работать кондуктором, то решил, что хорошо бы мне самому решать, куда и во сколько я буду ездить.
В этом автобусе всё по правилам. В начале нашего пути водитель выдал билет с указанием нужного маршрута. Стоимость проезда, как и в другом общественном транспорте, 33 рубля.
Реакция пассажиров бывает разной. На остановках во время нашей поездки кто-то смело подходил и узнавал стоимость, некоторые недоумевали и сторонились необычного «автобуса», однако нашлась смелая екатеринбурженка, которая не побоялась сесть в машину, и то потому, что уже была наслышана о таком водителе. Сам Даниил в курсе, что люди его знают.
— Кто-то понимает, чем я занимаюсь, кто-то боится, кто-то меня знает, а я делаю свое дело. Принцип такой: я не должен никому мешать, мне никто не должен мешать. Люди удивляются не только тому факту, что проезд стоит 33 рубля.
«Спрашивают: "Зачем останавливаться, если машина полная?" Я объясняю, что еду в свое удовольствие. Люди, которые со мной уже ездили, это знают»
Из-за упоминаний в социальных сетях популярность водителя росла, постоянных пассажиров становилось всё больше. Однако сейчас Даниил предпочитает не брать тех, кто ездит с ним регулярно.
— У меня из Академического ездили постоянные пассажиры. Мне же нужно, чтобы они меня слушали: у меня тут музыка, я тут говорю, а когда они ездят каждый день, у них уже это всё притирается. Они со мной проездили два года, теряют интерес и начинают своими телефонами, наушниками [пользоваться], а я этого терпеть не могу. Они должны в эту атмосферу [окунуться]: у меня тут радио «Челябинск FM», которое я сам сделал, — пояснил водитель.
Пассажиры часто спорят по поводу «технического названия» транспорта. У Даниила на это свой ответ.
— Этимология слова «автобус» — автомобиль для всех (от слова omnibus. — Прим. ред.). Там нигде не оговариваются размеры и вместимость. Это просто у нас стереотип сложился, что автобус большой, — подчеркнул водитель.
«Я сам решаю, по какому маршруту ехать и кого сажать»
Даниил с детства мечтал стать водителем автобуса. Даже в школу, которая находилась через дорогу, он ездил на общественном транспорте.
— Я учился на улице Посадской, где проходил 18-й маршрут. Мне нужно было только через дорогу перейти, но я ездил специально до Краснолесья, круг делал. Мне важно было приехать на автобусе, — поделился парень.
У него два неоконченных высших образования: математика и информатика. На обоих факультетах Даниил доучился только до второго курса, а потом стал известным на весь Екатеринбург поющим кондуктором. После этого работал водителем автобуса и бригадиром, но недолго. Идеи по решению транспортной проблемы никто не воспринимал всерьез, и он взял дело в свои руки.
— Водителем автобуса я пробовал работать, но там смысл какой — сверху мне спускают, как я должен ездить. А здесь я сам решаю, по какому маршруту ехать и кого сажать. Когда я работал в автобусе, у меня всё было украшено. Люди могли заходить и относиться к этому небрежно. Я этого всего не переваривал, — объяснил Даниил.
Водитель признался, что посадит в свой автобус не каждого пассажира. Раньше он работал в такси, но не смог подстроиться под прихоти своих клиентов, а теперь, будучи хозяином, может выгнать гостя, если у того есть претензии.
— В сфере услуг принцип: клиент всегда прав, а у меня принцип: не нравится — выходим. То есть если человек сел и начинает: «А чего долго едем, почему останавливаемся, почему громко музыка играет», — не нравится, выходите, пожалуйста, на следующей остановке. Я долго не выясняю и могу высадить: вернуть ему деньги, забрать билет. Это бывает. Редко, но бывает, — пояснил Даниил.
Количество народа в салоне водителя совершенно не волнует. Даниил не раз говорил, что водит машину-автобус в свое удовольствие, и даже если всем пассажирам нужно выйти в одном месте, он будет придерживаться своего маршрута.
— Я себя осознаю водителем автобуса, то есть, даже если у меня двое сидят, я считаю, что у меня автобус битком, — пояснил наш герой. — Еду со всеми остановками, даже если некуда садиться. Я людей приучаю, что это не такси, это такой же автобус. То есть, если все сядут до поселка Мичуринского, я всё равно буду в Академический заезжать.
«Тот факт, что кто-то там торопится, меня тоже не волнует. У меня основная задача — получить удовольствие. Я это для себя делаю»
Даниил признался, что у него нет постоянного дома, а в автомобиле он катается сутками — бывает, что ест и спит в нем даже зимой.
— Все люди разные. Кто-то осуждает, но я человек, который не приспособлен ни к какому быту, у меня нет понятия дома. Я всё время в машине, меня устраивает быть всё время в пути, — рассказал екатеринбуржец. — Меня квалифицируют как нормального или ненормального, но у всех разное понятие нормальности. Нормальный человек встает, думает, как ему семью кормить, а думаю, какой мне сегодня график закрывать.
«У меня в мыслях только автобусы, я живу только автобусами. Это мой дом, люди приходят ко мне в гости, у меня здесь всегда чисто»
«Для меня деньги не имеют ценности»
Каждый день утром и вечером Даниил ездит на арендованной машине, чтобы закрыть временные разрывы между автобусами. Много заработать на таких разъездах у него не выходит, и, чтобы закрыть все бытовые затраты, ему приходится трудиться на нескольких работах.
— Наряду с маршрутами я чередую доставку. Дорога в Челябинск стоит уже не 33 рубля, а 650. Также в ночное время развожу сотрудников с работы. Для меня деньги не имеют ценности. При желании человек найдет, чем и как закрыть затраты, — заявил Даниил.
Неплохой способ подработки — репетиторство. Им Даниил занимается в перерывах между заездами. Хоть он и не доучился до преподавателя математики, к нему идут не только школьники, но и студенты колледжа.
— Это еще одно мое хобби. Правда, родители меня туда, [в университет], впихнули, я посидел и бросил. Это не мое: бумаги, компьютеры, тетрадки... Вот за рулем могу сутками ездить, — пояснил Даниил. — Понятно, что они, как и любые родители, хотели лучшего для своего ребенка. Ну что поделать, если я такой странный. Смирились.
Жизнерадостный парень довез нас по маршруту без происшествий, прочитал свои стихи, рассказал много интересного о Екатеринбурге и в самом конце подарил несколько конфет. Вы можете назвать его странным или даже чудиком, но он точно счастливее многих из нас.
А вы бы прокатились на таком «автобусе»?
Посмотрите видеоисторию уральца, который круглый год разгуливает по улицам босиком. Ботинки он не носит даже в морозы.
А недавно городским героем стал рабочий с оборонного завода, одевающийся как Пушкин. Мы публиковали видео с его прогулками по улицам в одежде позапрошлого века.
Также обратите внимание на материал про других жителей Екатеринбурга, которые стали частью городского фольклора.