30 лет назад Свердловская область была провозглашена Уральской республикой. Идеологом ее создания стал Эдуард Россель, но фактически это образование просуществовало всего четыре месяца и исчезло по решению Бориса Ельцина. Мы пролистали подшивку «Вечернего Екатеринбурга» за 1993 год и в этом материале расскажем, как горожанам сообщали о планах по созданию республики, а потом — о ее крахе.
Апрель. Мы — «республика»?
На 25 апреля был назначен Всероссийский референдум, где жителям страны предлагали ответить на вопросы о доверии президенту Борису Ельцину, одобрении его социально-экономической политики и необходимости провести досрочные выборы президента и народных депутатов.
В начале месяца в «Вечернем Екатеринбурге» появилась заметка о том, что областной Совет решил одновременно с Всероссийским референдумом провести опрос жителей с такой формулировкой: «Согласны ли вы с тем, что Свердловская область по своим полномочиям должна быть равноправна с республиками в составе Российской Федерации?» Там же отмечалось, что в случае положительного ответа депутаты примут «меры по реализации волеизъявления населения».
Позже губернатор Россель объяснял, почему из Свердловской области решили сделать Уральскую республику. По его словам, «проблема возникла в 1992 году, после подписания Федеративного договора. Регионы, его подписавшие, оказались неравными по своему статусу».
Речь о том, что автономные округа и республики в составе РСФСР получили более широкие экономические полномочия, чем остальные субъекты. «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность», — говорил тогда Эдуард Россель.
Июль. Провозглашение Уральской республики
Больше 80% проголосовавших поддержали идею, и 1 июля сессия облсовета провозгласила создание Уральской республики, после чего решила обратиться к Съезду народных депутатов России для утверждения этого решения и внесения изменений в Конституцию.
«Предупреждая вопросы, Анатолий Викторович [Гребенкин, председатель совета] подчеркнул, что создание Уральской республики отнюдь не ведет к развалу России, а, напротив, укрепит ее целостность, поскольку гарант этого — симметрическое построение государства», — говорилось в репортаже «Вечерки» с сессии облсовета.
Но были и противники идеи, в числе которых — «многие лидеры партий и общественно-политических движений».
«Тамара Алайба, председатель Свердловской организации Республиканской партии России, выразила мнение, что этот акт — кукиш в кармане Ельцину и демократическому процессу, — писала газета. — Нужны цивилизованные формы борьбы за равенство субъектов Федерации».
Август. Мнения за и против
Узнать, что сами горожане думали о смене места жительства — с области на республику, можно из писем читателей в «Вечерку». Пенсионер, участник войны В. Пестов поддержал «провозглашение равных прав с автономными округами и республиками России»:
«В этих автономиях и республиках живут такие же люди, как мы. В свое время все республики были созданы искусственно. Так стоит ли давать им какие-то привилегии и льготы за наш счет?»
О. Черепанова тоже высказалась за республику: «Народ устал кормить так называемый "центр", производя всё, оставаться ни с чем. [...] Полностью согласна с тем, чтобы была Уральская республика, равноправная с другими, и мы, ее граждане, не чувствовали бы себя людьми второго сорта, рабами в родной России».
А вот мнения против. В. Пузырев предположил, что уральцы проголосовали на референдуме за республику «механически», а вот если провести такой опрос отдельно, то поддерживающих будет намного меньше: «"Слуги народа" просто хотят захватить побольше власти ради самой власти, а не ради страдающего и обнищавшего народа, — писал он. — Наша областная (и прочая, прочая) администрация в собственной "столице" годами не может навести порядок, а замахивается на республику. По силам ли? По уму? Когда наши властолюбивые пастыри начнут действительно печься о нуждах народа, а не о собственном благе, тогда и не понадобятся такие "мудрые" ухищрения, как Уральская республика, а девиз "Разделяй и властвуй" утратит свою привлекательность».
А. Агеев вспомнил мораль басни Крылова «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»: «Конечно, областному чиновнику получить за здорово живешь ранг министра республики — лестно. Но ведь каким он был "специалистом", таким и останется.
«А нам, пенсионерам, что за прок? Или появятся пенсионеры "уральского республиканского значения"?»
Не насмешим ли людей? Если бы от перемены названия (статуса) на улицах Екатеринбурга стало чисто, в городе и области наладился бы порядок, то я тогда обеими руками "за" — хоть горшком назовите... »
Сентябрь и октябрь. Принята Конституция
Но, несмотря на разные мнения, процесс был запущен. В сентябре появился проект Конституции Уральской республики, разработанный учеными из Института философии и права УрО РАН под руководством Анатолия Гайды. Затем 94-страничный документ вынесли на обсуждение сессии облсовета.
«У республики не будет своей армии, своей валюты и некоторых внешних атрибутов самостоятельного государств, — рассказывали авторы о проекте Конституции. — Границы ее определяются границами Свердловской области. Столица — Екатеринбург с особыми статусом столичного округа. С одной стороны, территория республики входит в состав единой территории Российской Федерации и не может быть отделена от нее, а с другой — Уральская республика обладает самостоятельными правами как в отношении границ республики (они могут быть изменены только с ее согласия), так и в части административно-территориального устройства (она сама решает вопросы образования, упразднения и изменения границ между ними и др.)».
В начале месяца глава администрации Свердловской области Эдуард Россель встретился в Москве с замом председателя Верховного Совета Юрием Ворониным для обсуждения «проблемы создания Уральской республики». Говорилось о верховенстве российских законов на территории нового образования: «Таким образом, речь идет не о суверенитете, а об экономической, политической и законодательной самостоятельности».
27 октября сессия облсовета приняла Конституцию Уральской республики. Эдуард Россель стал и. о. губернатора.
Ноябрь. Крах Уральской республики
3 ноября пресс-служба Росселя сообщила, что он участвовал в заседании руководителей республик, краев и областей, которое провел Борис Ельцин, и там Ельцин назвал «нормальным явлением» стремление ряда областей подняться до статуса республик.
После возвращения из Москвы Россель собрал пресс-конференцию, где заявил, что 12 декабря нужно провести всенародные выборы губернатора, в которых он будет участвовать.
При этом федеральная пресса в те дни назвала принятие Конституции Уральской республики громом среди ясного неба для московских властей.
В номере за 5 ноября появилось обращение Эдуарда Росселя «К жителям Уральской республики», в котором он объявил, что приступил к исполнению полномочий губернатора Уральской республики. «Счастья всем, уральской твердости и уверенности в дальнейших делах по созданию новой российской государственности», — заключил он.
Но выборов губернатора Уральской республики так и не случилось: 9 ноября Борис Ельцин подписал указ о прекращении деятельности Свердловского областного совета и полномочий народных депутатов. Пресс-служба президента пояснила, что указ был издан «в связи с неоднократным нарушением этим советом Конституции России и российских законов».
Решения о провозглашении Уральской республики и принятии Конституции республики федеральный центр признал юридически незаконными.
Еще одним указом Борис Ельцин снял с должности Эдуарда Росселя.
Вскоре на страницах газеты появилось заявление пресс-секретаря главы администрации Свердловской области Александра Левина:
«Уральская республика, одним из идеологов которой был Э. Э. Россель, просуществовала всего десять дней. Эти десять дней потрясли не Россию, а управление по работе с территориями администрации президента. Чиновники из столичного аппарата не могли согласиться с идеей, которую проповедуют и Б. Н. Ельцин и В. С, Черномырдин. Эта идея связана с переносом тяжести экономических реформ в регионы. Э. Э. Россель взял на себя ответственность за перенос этой тяжести, но оказался идеалистом, поверившим в слова. Принцип старых номенклатурщиков — разделяй и властвуй! — действует и сегодня».
Главы 50 администраций городов и районов Свердловской области написали резолюцию с просьбой восстановить Росселя в должности, но этого не случилось. В 1994-м он избрался депутатом областной думы и стал ее председателем, а в 1995-м выиграл губернаторские выборы и руководил регионом до 2009 года.
Кстати, не так давно режиссер Никита Михалков и телеведущий Владимир Соловьев припомнили Эдуарду Росселю идею с созданием Уральской республики. Экс-губернатор ответил им жестко.
Другие материалы о том, как жил Екатеринбург в девяностые годы, можно найти здесь.