В 2022 году дорожное кольцо вокруг Екатеринбурга замкнулось: был запущен последний шестиполосный участок ЕКАД длиной 11 километров — от Полевского до Челябинского тракта. 33 года потребовалось дорожным строителям, чтобы завершить масштабный проект по разгрузке подъездов к городу за счет кольцевой автодороги. Этого события без преувеличения ждал весь Екатеринбург. Автомобилисты получили альтернативные маршруты движения, а мегаполис освободился от транзитных фур. Только вот работы на ЕКАД продолжаются, и планы по развитию и улучшению этой трассы у дорожников действительно грандиозные.
Разложили по пунктам, что будет с ЕКАД через 10 лет, какие работы завершат уже к 300-летнему юбилею города и почему дорожники весь день следят за прогнозом погоды.
- 33 года на разгрузку Екатеринбурга
- Транспортный коридор между западом и востоком
- Как прокачают северное полукольцо ЕКАД
- Из чего складывается безопасность на дороге
- Новый подход к строительству и запас прочности
- Город засыпает — просыпаются дорожники
- Дорожники как мушкетеры: один за всех, и все за одного
33 года на разгрузку Екатеринбурга
Нулевой километр ЕКАД находится на пересечении с Челябинским трактом. Именно там в 1989 году стартовало строительство кольцевой автодороги. Охватывать активно растущий город в кольцо начали против часовой стрелки. До Пермского тракта добрались к 2011 году, и Екатеринбург получил свое северное полукольцо. Правда, это была дорога второй категории — двухполосная. Те, кто проектировал магистраль в 1987 году, и представить не могли, что спустя двадцать с лишним лет количество автомобилей вырастет в разы.
— Увеличилась интенсивность движения, изменились ГОСТы, требования к дорожному покрытию и технологии, поэтому южное полукольцо отстраивали в три этапа уже по-новому: первый пусковой комплекс — четырехполосный с разделительной полосой посередине, а следующие — уже шестиполосные, — объяснил первый заместитель начальника Управления автомобильных дорог Владимир Оглоблин.
Наступила новая эра — дорог первой категории. Участок, замкнувший кольцо вокруг Екатеринбурга, торжественно открывал онлайн президент, а колонна длинномеров проехала по новой дороге в цветах российского флага. 33 года строили 90 с лишним километров ЕКАД, и ее заключительный отрезок стал эталоном того, как должна выглядеть современная автодорога — надежная, ровная, скоростная и широкая, как русская душа.
Масштабный проект невозможно было реализовать в одиночку. В проектировании и строительстве ЕКАД принимали участие несколько резидентов Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала»: «Свердловскавтодор», «УралДорТехнологии», «Жасмин», «Мелиострой», «Мостстройпроект». Генеральным подрядчиком практически на 80% дороги был «Трест Уралтрансспецстрой». Каждый отвечал за свой пул работ, так что некоторые этапы проекта удалось завершить раньше графика. Несколько лет для Ассоциации ЕКАД была флагманом, именно здесь применялись инновационные технологии дорожного строительства и были задействованы сотни людей.
Транспортный коридор между западом и востоком
Когда кольцо сомкнулось, вздохнули свободно и жители Екатеринбурга, и дальнобойщики: теперь весь огромный транзит с запада на восток, со стороны Москвы и Казани, смог огибать Екатеринбург по южной стороне, минуя город. Горожане перестали стоять в лютых пробках на Объездной и смогли быстрее передвигаться по городу и выезжать за его пределы.
— Обеспечить удобный транспортный коридор — такая задача перед нами действительно стояла, — рассказал Владимир Оглоблин. — Только одно это кольцо соединяет Екатеринбург с четырьмя федеральными трассами — на Пермь, на Тюмень, на Челябинск и на Курган. Кроме того, ЕКАД имеет большое значение и для региональных трасс. С кольца можно повернуть на Серов, Реж, Алапаевск, Полевской и другие областные автодороги.
Работы на ЕКАД сегодня продолжаются. Уже ко Дню города дорожники обещают закончить все съезды и дорожное благоустройство на последнем пусковом отрезке. Благодаря компании «Жасмин», одной из крупнейших строительных организаций Свердловской области, горожане получили новую удобную развязку на пересечении ЕКАД с челябинской трассой. Кроме того, завершается реконструкция участка от челябинской трассы до Тюменского тракта в районе Большого Истока и поселка Семь Ключей. Здесь также с опережением графика ведет работы «Свердловскавтодор». Кстати, это тот самый отрезок, с которого в 1989-м начиналась кольцевая автодорога.
— Сейчас мы и заканчиваем работы на южном полукольце, и оно полностью у нас станет первой категории. Если вы ездите там, то можете заметить, что скоростной режим здесь уже очень высокий, там удобно и комфортно передвигаться, — отметил Владимир Николаевич.
Как прокачают северное полукольцо ЕКАД
Дорожники планируют свои работы на много лет вперед, потому что это процесс сложный и длительный не только в плане строительства, но и подготовки. Этапу, когда дорожные строители выводят технику на участок, предшествует длительное планирование, в котором задействован труд юристов и экономистов, проектировщиков и геодезистов.
В планах на ближайшие десять лет — прокачать северное полукольцо, чтобы подтянуть его до современных требований к автодорогам первой категории.
— На северном полукольце пока достаточно низкий скоростной режим — 60 км/ч и даже ниже. Потому что поток очень большой, двухполосная дорога не справляется. Поэтому сразу по завершении ЕКАД было принято решение о реконструкции северного полукольца, — рассказал Владимир Оглоблин.
Дорожные строители уже заключили государственный контракт на реконструкцию первого участка северного полукольца — с 10-го по 24-й километр ЕКАД. Работами на непростом отрезке займется «Трест Уралтрансспецстрой». Правда, данный проект сложно назвать реконструкцией, ведь дорожникам предстоит расширить дорогу, которой больше 20 лет, с двух полос до шести, благоустроить и вывести в первую категорию. В течение пяти лет работы должны быть завершены, дальше подрядчики будут заниматься участком дороги до Серовского тракта, а затем на очереди замыкающий отрезок до Пермской дороги.
— Только на этом участке, с 10-го по 24-й километр, «Трест Уралтрансспецстрой» построит шесть крупных сооружений — это эстакады, развязки и пересечения с коммуникациями. Они позволят автомобилистам не сбавлять скорость при съезде с дороги. Здесь не будет левых поворотов и светофоров, а только прямое спокойное движение, — объяснил Владимир Оглоблин.
Таким образом, в ближайшие 10 лет ЕКАД снова заметно преобразится и будет полностью переведена в первую категорию. А это означает разделение автомобильных потоков, освещение, новые развязки и съезды, которые сделают жизнь автомобилистов в самом компактном городе-миллионнике России более комфортной.
Из чего складывается безопасность на дороге
Огромная работа проводится уральскими дорожниками в рамках национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Снижение аварийности и смертности на дорогах». Самые страшные ДТП случаются, когда автомобили сталкиваются на встречной полосе, а разделение потоков на современных дорогах первой категории сводит такие аварии к минимуму.
— Чтобы дорога была безопасной, она должна, во-первых, соответствовать ГОСТу, во-вторых, обязательно наличие дорожных знаков и ограждений, разделяющих потоки, и разметки. Для современной дорожной разметки применяют пластик со светоотражающими элементами. В-третьих, само покрытие должно быть ровным, без дефектов с нужным коэффициентом сцепления не менее 0,4, — подчеркнул Владимир Николаевич.
Обязательным требованием к дорогам первой категории является наличие освещения, а также установка шумозащитных экранов там, где трасса проходит рядом с жилой застройкой. Дорожники даже сами траву сажают и делают это вовсе не для красоты.
— Так мы укрепляем откосы, чтобы они не подвергались эрозии и их не размыло дождями, — пояснил Владимир Оглоблин. — Если откос крутой, мы усиливаем его бетоном. Если не сильно крутой, то щебнем, а если он пологий, то, в соответствии с ГОСТом, укрепляем его засевом трав.
Новый подход к строительству и запас прочности
За 30 с лишним лет скорость строительства, сам подход к возведению дорог и требования к качеству изменились кардинально. Дорожники при проектировании дороги рассчитывают перспективную интенсивность движения. На южном полукольце сейчас в среднем трафик составляет 40 тысяч автомобилей в сутки, но проектировали дорогу с прицелом на пропускную способность в 80 тысяч. Разрешенная скорость движения на ЕКАД — 90 км/ч, но запас прочности рассчитали так, чтобы она могла выдержать нагрузки при скорости транспорта до 140 км/ч.
— Дороги проектируются исходя из наших климатических условий и требований повышенной прочности, — рассказал Владимир Николаевич. — Вы же понимаете, что в Дубае, где круглый год лето, подход совсем другой. У нас дороги переходят через ноль: вода попадает в покрытие, замерзает и портит его. Также нужно учитывать разницу температур: если летом у нас зной до плюс сорока градусов может доходить, то зимой до минус сорока. Такой перепад в 80 градусов способен разрушить всё: и бетон, и асфальт.
Изменились, конечно, за три десятка лет и дорожно-строительные материалы. Сейчас применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон на полимерно-битумном вяжущем веществе. Этот асфальт более прочный, более устойчивый к внешним воздействиям, образованию колеи. По нему комфортно ездить, и его реже надо ремонтировать.
На базе Управления автомобильных дорог действует аттестованная лаборатория, оснащенная по последнему слову техники. Она контролирует качество дорожных работ в Екатеринбурге и в области. Поэтому подход к качеству покрытия сейчас очень серьезный.
Город засыпает — просыпаются дорожники
Работы у дорожников действительно много, а строительный сезон короткий — примерно с апреля по октябрь. Зимой у них другие заботы: обслуживание дорог, борьба со снегом и со скользкостью. И конечно, планирование задач на будущий сезон. Работы в черте города, как правило, ведут по ночам, когда нет машин, на остальных дорогах трудятся днем, используя по максимуму световой день. Процесс выстраивают так, чтобы строительство не останавливалось. А еще дорожники зорко следят за прогнозом погоды, которая на Урале тоже преподносит сюрпризы.
— Все дорожники с утра до вечера смотрят прогноз погоды на два-три дня вперед минимум, чтобы спланировать все работы или скорректировать планы исходя из погодных условий, — подтвердил Владимир Оглоблин. — От погоды очень многое зависит. Представьте, мы подготовили покрытие под укладку, привезли 300 тонн свежего асфальта, а пошел ливень, и работы выполнять нельзя. Всё это надо предвидеть. Потому что асфальт укладывают, пока у него температура 140 градусов, и если он остынет, то его уже нельзя будет использовать.
Дорожники как мушкетеры: один за всех, и все за одного
Этот год особенно ответственный: Екатеринбург готовится к 300-летнему юбилею. И все подрядчики, которые трудятся сейчас на ЕКАД и на других дорогах города и области, строительные организации в составе Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала», производители строительных материалов и рядовые дорожные строители спешат уложиться в сроки. Без командной работы это было бы невозможно. На дорожной стройке по-прежнему самый главный он — дорожник.
— От любого дорожного рабочего очень многое зависит, — уверен Владимир Николаевич. — От того, кто стоит с лопатой, от водителя, который на бульдозере работает, от экскаваторщика и машиниста асфальтоукладчика. От геодезиста-дорожника тоже. Он же прокладывает, размечает трассу через лес, чащу. И, ошибись он в самом начале хоть на несколько сантиметров, в будущем это может привести к серьезным последствиям. Каждое звено цепочки одинаково важное, очень много людей должны сработать вовремя и качественно, чтобы всё сошлось и дорога получилась.
Управление автомобильных дорог и Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала» поздравляют екатеринбуржцев с 300-летием города.
Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала», Asdorural.com