«Сегодня мы предлагаем вам со склада в Екатеринбурге последние разработки фирмы JVC: телевизоры, видеоплееры, видеокамеры». Такие объявления публиковались в газетах в начале девяностых. Вещи, которые сегодня для нас привычны, тогда только появлялись в жизни россиян: иностранная техника, сникерсы, ночные клубы. Мы продолжаем листать подшивку «Вечернего Екатеринбурга» за 1993 год. В этом выпуске расскажем о том, что рекламировали в городе 30 лет назад.
Цветной телевизор со сверхплоским экраном
«Сложная бытовая техника с торговой маркой "Панасоник" (Япония) в особой рекламе не нуждается. Она давно и прочно завоевала мир. И вот наконец настал черед России», — так авторы рассказывали о выставке-продаже телевизоров, видео-, аудиоаппаратуры и кухонного оборудования, которая прошла в июне во Дворце культуры имени Горького на Первомайской (если не помните, что это за ДК, прочитайте наш материал).
Между прочим, уже тогда в Екатеринбург привезли «цветной телевизор со сверхплоским экраном», правда, стоил он больше 2 миллионов рублей. Представить, сколько это было бы сейчас, сложно: цены в 1993-м скакали, а годовая инфляция составила 839,87%.
Екатеринбуржцам также предлагали купить компьютеры «Поиск» (16-разрядный персональный компьютер, выпускался Киевским НПО «Электронмаш») и наручные часы «Электроника», кассеты TDK (помните же такие?), копировальные аппараты Xerox, пишущие машинки и факсы.
В моду начали входить жалюзи; понадобилось несколько лет, чтобы россияне запомнили, на какой слог ставить ударение в этом слове (если что, на последний). «Если хотите, чтобы ваша квартира или офис быстро и легко приобрели современный вид и дизайн, соответствующий мировым стандартам, вам не обойтись без штор-жалюзи», — реклама звучала довольно агрессивно по нынешним меркам.
10–18-кратное увеличение вкладов
Отдельного внимания заслуживают финансовые пирамиды — одна из самых ярких примет того времени. Пройдут годы, и россияне поймут, что их облапошили, но тогда, в начале девяностых, все как заколдованные несли деньги и ваучеры незнакомым людям, обещающим баснословные прибыли.
В России в 1992–1994 годы ваучером называли приватизационный чек, выдававшийся населению и подлежавший обмену на активы предприятий в рамках программы так называемой ваучерной приватизации.
Регулярно в «Вечерке» выходила реклама «Русского дома Селенга». Екатеринбуржцам обещали 10–18-кратное увеличение вкладов и подавали это как «защиту от инфляции». Через несколько лет компанию признают финансовой пирамидой, от которой пострадали миллионы людей. В 2000 году основателей РДС Александра Соломадина и Сергея Грузина признали виновными в мошенничестве и осудили на девять лет. Оба давно на свободе.
Конечно, активно рекламировались МММ и «Хопёр-Инвест» (по телевизору, если помните, за них агитировали Лолита Милявская и Александр Цекало). Корпорация «Константин» «гарантировала» до 100% годовых и более тем, кто принесет ваучеры, а еще предлагала выкупить их по 7 тысяч рублей. Компания НПП «Дарго» предлагала 132% годовых — сложно представить сейчас такую «норму прибыли».
«Очаровательная секретарша... Прелестная спутница в деловых поездках»
Встречалась завуалированная и не очень реклама «досуга». Например, такая: «Очаровательная секретарша... Прелестная спутница в деловых поездках... Для вас — фирма "Бархатный сезон"». Или такая: «Господа! Вы не знаете, чем занять свой свободный вечер? К вашим услугам фирма "Таис"». А фирма «Инесси» предлагала «заботу о вашем досуге и отдыхе, приятное общение и доставку спиртных напитков и сигарет».
Ночная дискотека «Эльдорадо» (если вы сейчас смахнули ностальгическую слезу, идите смотреть наш материал с воспоминаниями и фотографиями из «Эльдорадо») зазывала молодых екатеринбуржцев отдохнуть («прекрасная обстановка, отличная музыка, широкий выбор в баре») каждый день с 20 часов вечера до 5 утра. «В стоимость билетов входит комплексное питание», — говорилось в объявлении.
А вот еще несколько забавных рекламных объявлений из 1993 года: екатеринбуржцам предлагали купить завод по производству пихтового масла, драже «Лимончики», чудо-заплатки и газовый револьвер для самозащиты.
Хотите узнать, хорошо ли вы помните рекламу 90-х? Пройдите наш тест.
А еще прочитайте о криминальных новостях 1993 года. Время было действительно лихое и опасное.