Семилетняя Аполлинария Колотилина из Екатеринбурга снялась в эпизоде полнометражного фильма «Исчезнувший велосипедист», где одну из главных ролей исполняет Антон Лапенко — звезда YouTube-сериала «Внутри Лапенко». У девочки есть особенность — необычный аппарат на ноге, без которого она не может ходить. Когда юной актрисе было всего четыре года, у нее выявили болезнь Легга-Кальве-Пертеса. Это заболевание тазобедренного сустава, вызванное нарушением притока крови к головке бедренной кости. Из-за недостатка кровотока кость постепенно отмирает.
Некоторые врачи говорили, что девочка не будет не только ходить, но и сидеть. Но родители и Поля эти прогнозы опровергли. Рассказываем, как они вместе исполнили мечту о большом кино.
«Первые полгода ребенок не ходил совсем»
В два года маленькая Аполлинария занималась танцами, в три — моделингом. Она всегда любила позировать перед камерами. В 2020 году у Поли была первая фотосессия, эти снимки стали мини-портфолио, с которым семья обратились в несколько модельных агентств Екатеринбурга. Уже в апреле девочку пригласили на съемки для каталога спортивной одежды, потом — в эпизод социального ролика «Разговор с собой» режиссера Дениса Гуляра, за роль «дочери другой жены» она получила свой первый гонорар.
А в декабре 2020 года четырехлетняя Поля стала плохо себя чувствовать, родители заметили, что она прихрамывает на правую ногу.
— Объяснить, почему хромает, дочка не могла, ничего не болело. Говорила, что просто неудобно ходить, — рассказывает ее мама Мария Колотилина. — Я сразу записалась к ортопеду, и уже на осмотре врач высказал свои предположения и отправил на рентген. Снимок показал, что сустав разрушен. На повторном приеме врач сказал оформлять инвалидность, получать обувь и специальный аппарат, чтобы дочка начала сама ходить. Первые полгода ребенок не ходил совсем, мы носили ее на руках либо возили на коляске.
Аполлинарии пришлось отказаться от всего, чем она так любила заниматься.
— Мы сразу перестали ходить на танцы, потом отказались от садика на полгода, так как ребенок не мог сам передвигаться. [Модельные и актерские] агентства, с которыми мы работали, пожелали выздоровления и больше на кастинги не приглашали, — вспоминает мама Аполлинарии.
Но были и те, кто не отвернулся от начинающей актрисы. В августе 2021 года Аполлинария со своей семьей снялась в социальном ролике «Нормально» режиссера Анатолия Шимека.
— В модельной школе, в которую мы сейчас ходим, директор нас поддержала. Она сказала, что ребенок может сидеть, в этом ничего такого нет, что мы можем рекламировать хоть заколки, хоть бижутерию. И вот мы уже третий год продолжаем ходить, — рассказала Мария.
1 февраля 2021 года Поле установили инвалидность. По рекомендации врачей ей изготовили специальный аппарат на ногу, с помощью которого она могла передвигаться. Фактически девочка училась заново ходить. Аппарат стоил 150 тысяч рублей, семья взяла кредит, чтобы купить его, а потом вернула деньги через Пенсионный фонд (поскольку аппарат прописан в индивидуальной программе реабилитации) и погасила долг.
— Сейчас проблем в плане передвижения уже нет. Постепенно она привыкла, начала сама надевать аппарат, сама снимать, и тогда мы снова пошли в садик, — говорит мама юной актрисы.
Сама девочка так говорит о том времени:
— Вначале меня мама с папой держали за ручку, они меня учили-учили, и я потихоньку начинала ходить сама.
Сейчас у Поли уже второй аппарат, первый сломался, да и стал мал.
«Некоторые мальчики подходили и говорили: "Ты старуха, что ли?"»
Аполлинария храбро переносила все трудности, не сдавалась и даже стала считать аппарат своей изюминкой.
— Больше тяжело было нам, родителям, вот так в один миг узнать, что у тебя ребенок-инвалид, которому можно только лежать, даже сидеть, нам говорили, нельзя. Но расклеиваться некогда было, — рассказывает Мария Колотилина. — Я сама себе не даю расслабляться, потому что, если начинаешь, дети это видят. Поддерживали [дочь] во всем, она даже своего состояния не стесняется.
«Иногда даже гордится, можно сказать, что она ребенок-инвалид. Никаких стеснений, когда мы пошли в аппарате, у нее не было»
Поля продолжала радоваться жизни и игнорировала удивленные взгляды на улице, с которыми всё равно так или иначе сталкивалась семья.
— По торговому центру, по парку гуляешь — косые взгляды, что от взрослых, что от детей. В первый год болезни, помню, зашли в торговый центр, и некоторые иностранные граждане прямо пальцем тыкали, смеялись. Некоторые мальчики подходили и говорили: «Ты что, такая старуха, что ли?» Я удивляюсь, но Поля никак не реагировала, она просто шла дальше молча. «Я же понимаю, что он просто глупенький и всё» — это ребенок говорил в четыре года, — вспоминает мама Аполлинарии.
Диагноз не мешает Аполлинарии оставаться ребенком. Она любит играть с ребятами на детской площадке, баловаться, много гулять и заниматься спортом.
В 2019 году семья Колотилиных (родители, Поля и ее старший брат) переехала из Екатеринбурга в небольшое село Бараба в Богдановичском районе. Это было общее решение: жить поближе к природе.
— Дети из села, в котором мы живем, более добрые и отзывчивые. Им даже стало интересно: аппарат цветной, необычный. Многие дети подходили и говорили: «А мы хотим такой же». Но не дай бог. Сейчас в школе есть девочка, которая постоянно помогает Поле надевать сандалии, — рассказывает Мария.
— [Ребята] просто принимают меня как обычного человека, — говорит Аполлинария. — Бывает, играем в прятки, бывает, висим на турниках, гоняем на великах. Люблю заниматься гимнастикой, я даже могу несколько упражнений делать: мостик, волна, шпагат — много чего умею. Я сама дома научилась. Просто смотрела видосики про гимнастику.
«Она как-то быстро повзрослела»
Несмотря на многочисленные отказы, Аполлинария продолжала активно участвовать в кастингах и успешно проходить их. Например, в 2022 году она снялась в двух клипах молодых исполнителей и рекламе.
У юной актрисы всегда в телефоне есть профессиональные фото и ссылка на видеовизитку.
— В настоящее время я ребенок-инвалид, но это временно, скоро я вылечусь и смогу прыгать, бегать... — говорит Аполлинария в своей визитке.
Выбрать между актерством и моделингом Поля пока не может.
— Например, сейчас проходит кастинг, но по условиям ребенок должен побриться наголо. Я ее спросила: «Поля, ты бы хотела такую роль?» Она сразу: «Нет». Потому что знает, что, если побреется, долго не сможет заниматься моделингом. Там даже челку нельзя выстригать, а иногда в фильмах на кастинг нужен ребенок как раз с челкой. Пока ребенок не готов жертвовать двумя карьерами сразу, — говорит Мария Колотилина. — Про какие-то отказы я Аполлинарии говорю, чтобы она знала, что ее не всегда берут, что есть девочки, которые больше подошли на роль.
«Она как-то быстро повзрослела, она точно знает, чего хочет»
«Режиссер сказал, чтобы мы снимались именно в аппарате»
В сентябре 2022 года Аполлинария с мамой и бабушкой прошли кастинг и участвовали в съемах массовки в полнометражном фильме «Сломя голову» режиссера Евгения Григорьева. Но мечтой девочки было попасть именно в большое кино. И через некоторое время ее вызвали на очные пробы и репетицию для фильма «Исчезнувший велосипедист», где главную роль играет известный актер Антон Лапенко. Это был первый большой успех Поли.
— Для фильма «Исчезнувший велосипедист» искали девочку ее возраста без признаков современности, так как события происходят в 70–80-е годы. Мы, как обычно, отправили видеовизитку, фотографию, портфолио. И уже в апреле нас пригласили на очные пробы и репетицию, — вспоминает Мария Колотилина.
Режиссер фильма «Исчезнувший велосипедист» Юрий Муравиков сразу утвердил актрису с ее «особенностью». Единственное, аппарат нужно было «загримировать» под советское время. Съемки прошли 14 мая.
— Я сказала, что Поля может сняться без аппарата, если не придется бегать. Но режиссер попросил, чтобы мы снимались именно в аппарате. Он сказал, что это, наоборот, будет считаться плюсом. Ее утвердили сразу после проб. Через три недели мы приехали на примерку одежды, и там костюмеры и гримеры думали, как это всё загримировать. Аппарат заклеивали бумажным скотчем и потом уже закрашивали, чтобы не испортить, — рассказывает мама Поли.
«Когда я вырасту, хочу стать врачом»
Сегодня у Аполлинарии есть шанс на выздоровление. Каждые три месяца она проходит лечение в больнице: ЛФК, парафинотерапия, массаж или хивамат (разновидность вибромассажа), магнитная и лазерная терапия, вытяжение. Раз в полгода врачи смотрят динамику ее восстановления.
— Действительно, в большинстве случаев дети с такой болезнью выздоравливают, нормально ходят на двух ногах, некоторые даже могут продолжить заниматься каким-либо спортом. Но этот процесс долгий, — рассказала Мария Колотилина. — Когда нам поставили этот диагноз, меня предупредил врач, что в среднем [реабилитация] занимает от трех до пяти лет. Если соблюдать все рекомендации врачей, вовремя проходить лечение, то этот срок можно сократить. И мы сейчас на том этапе, что сустав начал сам наращиваться, в связи с чем операция нам не требуется.
В будущем маленькая актриса мечтает примерить на себя роль врача — и в кино, и в реальной жизни.
— Мечтаю на самолете покататься, на вертолете, полететь в космос и много игрушек. Но я бы хотела сыграть врача, потому что, когда я вырасту, я хочу стать врачом. Люблю фильмы про врачей, — улыбается Аполлинария.
Прочитайте невероятную историю Оли Долгошеевой: екатеринбурженка родилась без ног, родителям предлагали отказаться от ребенка. В 13 лет девочке установили «киберноги», и она стала чемпионкой по плаванию. Посмотрите видеосюжет о том, как она живет сейчас.
Школьница из Екатеринбурга стала чемпионкой России в необычном виде спорта. Настя Потапова единственная в Свердловской области, кто увлекается шахбоксом.