Город Екатеринбург в 1993 году летопись «Заметным событием в городе стали похороны авторитета». О чем писали в газетах Екатеринбурга 30 лет назад

«Заметным событием в городе стали похороны авторитета». О чем писали в газетах Екатеринбурга 30 лет назад

Мы пролистали подшивку за 1993 год — это документ эпохи

Разгул преступности — одна из отличительных черт девяностых

Каждый, кто жил в девяностые, сможет вспомнить хоть одну историю из тех, за которые годы называют лихими. Стрельба на улицах, сорванные цепочки и снятые шапки, похищения, дерзкие квартирные кражи, убийства — заказные и по пьяни. Мы пролистали подшивку «Вечернего Екатеринбурга» за 1993 год, чтобы вспомнить (или узнать), как тогда жил город. В первом выпуске рассказываем про криминальную обстановку 30 лет назад.

Похищение сына бизнесмена

В январе 1993 года в «Вечернем Екатеринбурге» появилась заметка с заголовком «Похищен мальчик». 24 декабря 1992-го восьмилетний Дима Русских играл недалеко от школы № 145 на улице Пионеров. В шесть вечера к нему подошли неизвестные мужчины и сказали, что заболела мама, надо срочно ехать к ней — разговор слышали другие ребята. Дима согласился, сел в «Волгу» к незнакомцам, и больше его никто не видел. Летом останки ребенка нашли в лесу на Широкой Речке, но выйти на след убийц тогда не удалось.

Отец Димы, бизнесмен Владимир Русских, долго и безуспешно искал сына. Когда он узнал, что мальчик мертв, развелся с супругой и женился на своем бухгалтере Елене Целишевой, которая давно была его любовницей. В тот момент обе женщины были беременны от него, но Владимир выбрал Елену. Вместе они переехали в Сургут, начали новый бизнес. Спустя 10 лет пара развелась, женщина вернулась в Екатеринбург. Еще через три года один из убийц Димы проговорился, что заказала похищение и убийство мальчика именно Елена Целишева.

Как оказалось, Русских, очень любивший сына, не хотел разводиться и уходить из семьи к любовнице. Поэтому Елена решила просто устранить «помеху». Для этого она наняла своего племянника Александра Романченко.

В 2005 году Елену Целишеву и ее племянника приговорили к 15 годам лишения свободы. Оба вышли раньше по УДО. Романченко после освобождения попытался изнасиловать десятилетнюю девочку, писала «Комсомольская правда».

Как хоронили авторитета

Еще один символ времени — заказные убийства. В 1993 году в подъезде дома на Радищева убили совладельца магазина «Елизавета» Виктора Беньяминова. Киллер сделал 12 выстрелов. Через несколько дней в «Вечернем Екатеринбурге» была опубликована заметка о похоронах Бени — так его называли в криминальных кругах.

«Заметным событием в городе стали похороны погибшего от руки убийцы В. Беньяминова. Проходили они по тому же сценарию, что и похороны других авторитетов этого мира, — писал автор материала. — В Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе состоялся обряд отпевания. Потом процессия последовала на престижное Широкореченское кладбище, практически уже закрытое для захоронений. Здесь же были накрыты столы с угощением для желающих помянуть покойного. Ввиду большого скопления людей за правопорядком во время похорон следили 87 сотрудников ОВД, были задействованы 13 милицейских автомобилей.

Впрочем, народу на этот раз на Широкой Речке было меньше, чем на похоронах, например, Вагина. Не 300 машин, а на порядок меньше — примерно 30 следовали к месту захоронения. Да и приезжих из других городов и ближнего зарубежья было гораздо меньше. Видно, и масштабы личности В. Беньяминова более скромны».

На Широкореченском кладбище хоронили многих участников преступного мира

Стрельба по Дому правительства

Вечером 10 июня 1993 года по зданию администрации и правительства области на Октябрьской площади выстрелили из гранатомета. Снаряд ударился об угол здания на уровне седьмого этажа. Повреждения оценили как «незначительные»: лопнули два стекла в служебных кабинетах, отвалился кусок облицовки. Громкий звук слышали многие жители окрестных домов. Милиция на месте ЧП нашла стабилизатор оперения гранаты с надписью «Муха».

Позже выяснилось, что граната была учебно-боевой и причинить серьезного ущерба не могла. Организовал акцию Сергей Курдюмов, действовавший в интересах преступного сообщества «Уралмаш», исполнил киллер по фамилии Загорулько.

По этому зданию стреляли бандиты

Держите крепче шапки

Ходить по улицам Екатеринбурга в девяностые было опасно, особенно если иметь при себе или на себе что-то ценное. Напасть могли и взрослые, и дети. В январе 1993-го, как писала «Вечерка», сотрудники уголовного розыска задержали шесть подростков, которые срывали шапки с горожан в районе Дворца спорта, улицы Белинского, на Вторчермете, у входа в ЦПКиО. Шапки у них изъяли, а милиция стала искать потерпевших, чтобы вернуть им головные уборы.

Грабителей интересовали не только шапки. Многие екатеринбурженки оставались без дорогих украшений. В июне «Вечерка» сообщала, как на Щорса проходящий мимо подросток сорвал с женщины цепочку. Она подняла крик, находившийся поблизости наряд милиции задержал преступника — им оказался учащийся ПТУ. На Машинной другая горожанка осталась сразу и без золотого кольца, и без куртки, причем ограбила ее супружеская пара, их тоже задержали.

Еще одну женщину грабитель застал на Ивановском кладбище. Он угрожал пистолетом, поэтому цепочку пришлось отдать. Огнестрельное оружие вообще было, кажется, в свободном доступе. Как-то на проспекте Ленина милиционеры задержали парня и в кармане у него нашли авторучку. Но непростую — оказалось, это «изделие», приспособленное для стрельбы мелкокалиберными патронами. Патроны тоже были при себе — 62 штуки.

Неподалеку от Вайнера остановили двух мужчин, которые предлагали прохожим купить пистолет и две дубинки. После таких сводок кажется неудивительным, что бронежилеты тогда всерьез называли товаром народного потребления.

Квартирные кражи

«Мой дом — моя крепость» — выражение не про девяностые. Часто преступники даже не заморачивались тем, чтобы проникнуть в жилье незамеченными. Они караулили жильцов у входной двери и, угрожая оружием, заходили вместе с ними внутрь. Или звонили, а когда хозяин открывал, врывались в квартиру. Так, трое разбойников в масках забежали в квартиру, где жила женщина с трехлетним сыном. Их заперли в ванной, а из дома вынесли золото, радиоаппаратуру и одежду.

Те, кто мог себе позволить, оборудовали квартиры охранными системами. Так, от ограбления уберегся министр образования России Евгений Ткаченко. Он переехал из Екатеринбурга в Москву, а в его жилье на Урале пытался проникнуть вор. Он взломал дверь, но сработала сигнализация. Приехавший наряд милиции задержал преступника — рабочего строительного управления треста «Гражданстрой».

Умирали екатеринбуржцы не только от рук преступников. В начале нового 1993 года «Вечерний Екатеринбург» опубликовал статистику от милиции: за четыре дня (31 декабря, 1, 2 и 3 января) новогодних праздников на улицах города нашли 50 трупов без признаков насильственной смерти. Милиция предположила, что все эти люди, находясь в изрядном подпитии, просто замерзли насмерть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления