В Екатеринбурге станет еще одним недостроем меньше: компания «Брусника» почти за миллиард купила офисник-долгострой на Энгельса и теперь снесет его, чтобы поставить на этом месте жилой дом.
Здание не могли ни разобрать, ни достроить больше десяти лет. И таких историй в Екатеринбурге немало. Прочитайте про десять недостроев города, с которыми не всё понятно.
«Призма»
Начнем с, пожалуй, самой известной высотки. Речь про «Призму» на Героев России, недалеко от вокзала. Здание высотой 151 метр (с учетом шпиля) начали строить в 2004 году, а закончить планировали в 2008-м. Это мог быть первый небоскреб Екатеринбурга, но стройку заморозили и в 2015-м закутали здание в белый «саван».
Оказалось, что у застройщика нет разрешительных документов на возведение высотной части. Суды тянулись годами, и только в ноябре 2022-го в вопросе поставили точку. Владельцу дали два с половиной года на то, чтобы снести высотную часть (с 8-го по 36-й этаж) и привести в порядок этажи, начиная с пятого.
Мы гуляли по этому недострою и показывали, как он выглядит изнутри. А все новости о многолетнем конфликте ищите в специальном разделе.
«Бриллиантовая башня»
В нулевые недалеко от мэрии, в Банковском переулке, развернулась стройка. По проекту 2004 года тут должно было появиться 12-этажное здание. Задумывалось оно как дом для ювелиров. Что не удивительно, ведь идея эта появилась у Андраника Геворкяна, который в своей жизни занимался и ископаемыми, и ювелиркой, и ломбардами. Вот только денег на реализацию затеи не хватило. Стройка так и зависла на четырехэтажном каркасе.
В 2021 году представили новый проект. По нему недострой должен превратиться в 18-этажное здание с вращающимся бриллиантом на крыше, а еще тут предлагали построить новый вход в метро. Власти проект не оценили и хотели бы, чтобы недострой исчез, а на его месте появилось общественное пространство. Подробнее обо всём этом читайте по ссылке.
Opera Tower
Кажется, Андрей Гавриловский быстрее поставит свой второй «Высоцкий», чем неподалеку достроится Opera Tower. Начать возведение небоскреба должны были еще в конце 2011 года, а завершить — в 2013-м. Но планы сдвинулись, и в 2013-м работы только начались. Вскоре стройку заморозили и так и не возобновили. В 2015 году мы писали, что один из инвесторов высотки вышел из проекта и потребовал вернуть ему 200 миллионов рублей. А в 2017-м были планы сделать из этого здания «общежитие».
В декабре 2021 года концепцию башни поменяли и обещали, что в 2022-м ее все-таки начнут строить. Однако сейчас, в 2023 году, никаких изменений на площадке нет. Одна из причин — установленная в начале этого года защитная зона гостиницы «Большой Урал», запрещающая любое капитальное строительство. В компании говорят, что продолжают работать над проектом.
Недострой в больнице
Самый обидный из зависших проектов — недостроенный корпус 40-й больницы. Тут должен был появиться 21 оперблок и центр стерилизационной обработки, но в 2009-м работы, начавшиеся за год до этого, прекратили. Готовность объекта — всего 25%, и так уже 14 лет.
В 2017 году подсчитали, что завершение строительства обойдется в 2,24 миллиарда рублей. Таких денег до сих пор не нашлось.
«Невада»
Разрешение на строительство торгово-офисного центра на 8 Марта, 185 выдали еще в 2006 году. Потом было еще два разрешения, у которых истек срок. При этом поначалу у 15-этажного офисника не было никаких проблем с документами, поэтому, как говорили в администрации Екатеринбурга, его и не могут просто взять и снести.
Так недострой и простаивает уже больше десяти лет. Хотя сдать его обещали еще во втором квартале 2010 года.
Щербакова, 20
Жилой дом начали возводить в 2013 году, но через два года стройка встала. В 2019-м строителей ЖК осудили за мошенничество на полмиллиарда рублей.
Чтобы привлечь к себе внимание, дольщики устраивали митинги и акции, вставали на колени у Министерства строительства и завешивали долгострой плакатом «Путин, помоги». Многие в итоге получили квартиры в другом доме, но нашлись и те, кого это не устроило.
Многострадальный дом при этом, кажется, всё же достроят. Весной прошлого года здание выкупил «СК Союз», который строит на Уктусе и в Академическом. Правда, никаких сроков названо не было.
Недострой у психбольницы
На территории психиатрической больницы № 3 стоит пятиэтажное здание, которое внешне выглядит практически готовым, если не приглядываться к поврежденной крыше и пустым окнам.
Строить его начали в конце 80-х, а уже в начале 90-х заморозили. Будет ли здание когда-то достроено, неизвестно.
«Маяковский»
В 2005 году поставили на учет будущий ТЦ недалеко от Парка Маяковского. Процесс строительства торгового центра площадью 14 тысяч квадратов так и завис на 40%.
В 2016 году мэрия нашла подрядчика, который должен был достроить здание за три года. Но эти работы выполнены не были. В итоге недострой продали на торгах, новым владельцем стал сотрудник УГМК Дмитрий Шутый. В конце прошлого года объект снова выставили на продажу, только на 22 миллиона дороже. Зато вместе с проектом и даже названием — ТЦ предлагают дать имя «Маяковский».
«Бриг» (он же «Парус»)
В самом начале улицы Вилонова, за Основинским парком, стоит 12-этажное здание, которое должно было стать бизнес-центром «Бриг».
Сдать его должны были в 2014 году, но стройка застопорилась. Начинал заниматься проектом бизнесмен Виталий Сиволап, которого в 2017 году отправили в тюрьму за убийство судебного пристава. После суда над Сиволапом на долгострой наложили арест, потом переименовали «Бриг» в деловой дом «Парк», а само здание пытались продать.
Сейчас по процедуре банкротства его снова выставили на торги. Причем здание также попадает в зону застройки по реновации. В мэрии говорят, что дом могут как снести, так и достроить. Сейчас его готовность — 72%.
«Бажов House»
В 2016 году началось строительство апартаментов на Бажова, 166. В 2017-м их должны были сдать, но сроки сдвинулись. А компанию-застройщика в то же время попытались обанкротить: так было в 2017, 2019, 2020 и 2022 годах.
Девять лет спустя дом до сих пор не готов. В единой информационной системе жилищного строительства плановым сроком сдачи до сих пор указан четвертый квартал 2020 года. Сам объект числится в списке проблемных.
Недавно мы рассказывали о продаже недостроя на Эльмаше, который стоял 16 лет. А один из ранее главных недостроев города, гостиницу «Дели» у цирка, снесли еще в 2021 году, но на ее месте до сих пор ничего не появилось.