В очередной раз обострилась проблема вырубки деревьев в Екатеринбурге. Общественники и обычные жители с изумлением наблюдают, как кронируют или вовсе сносят зеленые насаждения. В центре города всё меньше мест, где можно насладиться тенью под кроной дерева в жаркий день. При этом власти не раз говорили, что общая площадь озеленения в городе соответствует показателям. Екатеринбургский общественник Дмитрий Москвин объяснил, почему важно не только количество деревьев, но и их рассадка в городе. Об этом он написал в своей колонке.
Деграданты уничтожили 90% зеленых насаждений и площадей для их высаживания во дворе жилых домов на Малышева, 84. Вместо тени от деревьев — раскаленные бетонные площадки и парковки. Благоустройство Парка Энгельса также начинается с вырубок. Почему это плохо?
Отвечает Московский университет геодезии и картографии, который провел исследование эффекта тепловых островов в крупных городах России. Екатеринбург — в числе часто упоминаемых в описании результатов.
Тепловой остров — это явление, когда температура в городе выше загородной, ученые называют городским островом тепла. Внутри острова сильнее всего раскаляются промышленные предприятия, торговые центры, районы плотной городской застройки и асфальтированные площади.
По полученным данным, температура в мегаполисах выше окрестностей. В Екатеринбурге и Ростове-на-Дону в одно и то же время разница между самым горячим местом города и самыми холодным местом пригорода — до 20 градусов!
«Промзоны Екатеринбурга в северной части города соседствуют с лесом. Так, в районе Эльмаш на расстоянии полутора километров температура может отличаться на 11–17 градусов. Завод нагревает — лес охлаждает.
В Екатеринбурге остров тепла окружают леса и парки. Северные и южные районы города прохладнее центра как раз из-за того, что они вплотную примыкают к зеленым зонам и там нет промышленных предприятий. Летом многочисленные водоемы Екатеринбурга — самые холодные места города».
Что необходимо менять в Екатеринбурге?
Больше зелени! Не рубить имеющуюся и высаживать новую. В том числе на крышах зданий, для чего уже имеются технологии и правовые механизмы.
Освобождать имеющуюся природную воду в городе. В случае Екатеринбурга — попробовать достать уже спрятанные в трубы малые реки, не просто запретить, а под трибунал отдавать тех бизнесменов и чиновников, которые помещают реки в трубы и спускают имеющиеся пруды (привет деградантам из Академического района, незаконно спрятавшим в прошлом году часть реки Патрушихи в трубу).
Использовать светлые поверхности. Гудроновые черные крыши — зло злейшее. Есть аналогичные по стоимости материалы «холодной» крыши.
Менее плотная застройка и уменьшение этажности строений. Для Екатеринбурга это не решаемая быстро проблема. Расхлебывать экологические последствия высотного строительства и уплотнения городской среды мы будем десятилетиями, если не столетие.
Вывод простой: в Екатеринбурге допущены грубейшие просчеты в городском планировании, которые последние 3 года всё отчетливее для местных жителей именно в летний период. Смог от пожаров и сами пожары в лесах вокруг города, повышенная запыленность, раскаленный в летние месяцы город, отсутствие парков и прогулочных зон в тени. У людей, потворствующих этому, есть должности и имена. Большинство из них переживает мэра за мэром, но не растут ни интеллектуально, ни профессионально, ни тем более морально. Пора что-то или кого-то менять! Время пришло. 2023 год вопиет уже об этом.
Согласны с автором?
Недавно на Уралмаше пошла под снос целая аллея лип. Ранее на улице 8 Марта, недалеко от администрации Чкаловского района, неизвестные вырубили аллею.