Город мнение «Набирает обороты какой-то нехороший процесс». Сооснователь «Стенограффии» — о новой проблеме Екатеринбурга

«Набирает обороты какой-то нехороший процесс». Сооснователь «Стенограффии» — о новой проблеме Екатеринбурга

Евгений Фатеев рассказал о провинциализации города

Евгений Фатеев много лет занимается продвижением российской (и уральской) культуры
Источник:

Каждый, кто живет в Екатеринбурге, хоть раз слышал разговоры про «третью столицу». В конце концов, полтора миллиона жителей — это не шутка. Но так ли всё хорошо с развитием нашего города? Об этом в авторской колонке для E1.RU рассуждает создатель фестиваля стрит-арта «Стенограффия», писатель Евгений Фатеев. Выводы у него не самые радостные.

Екатеринбург — это действительно очень особенный город. Любой, кто покатался по стране, подтвердит это. У Екатеринбурга есть одно ключевое качество, из которого вырастает всё остальное. Это город, погруженный в себя.

Я это называю так: Екатеринбург — город, пребывающий в состоянии романа с самим собой. На что-то внешнее наш город отвлекается довольно редко, зато придать своим внутренним проблемам статус общероссийских умеет, как мало кто еще. Это поразительно, но мы крайне немного знаем даже о мегаполисах вроде Челябинска, Перми и Тюмени, а также Омска и Уфы, которые отстоят от нас не очень далеко.

Екатеринбург долго жил своей сугубо внутренней жизнью. Никогда не претендуя на статус «третьей столицы», не замечая тяжбы волжских городов-миллионников за этот статус, он был и пока еще остается реальной «третьей столицей» России.

«Действительно, очень долго нашему городу была присуща какая-то органическая, естественная непровинциальность»

Мы, екатеринбуржцы, вроде бы ничего специально для этого не делаем, но эта наша фирменная непровинциальность отмечается очень многими гостями нашего города. Да, у нас вроде бы было и есть гораздо меньше материальных ресурсов и возможностей, чем в обеих столицах, но в очень многих областях деятельности екатеринбуржцы старались играть по-крупному. Реально по-крупному. В масштабах страны как минимум. От популярной музыки до общепита, от бизнеса до медиа.

И эта невидимая самими екатеринбуржцами естественная непровинциальность была нашим главным достоянием, и вот с ней сейчас, как мне кажется, начинаются проблемы. Наш город как-то незаметно, но пока неумолимо провинциализируется. Я чувствую, как набирает обороты какой-то нехороший процесс, у которого будет мощная и продолжительная во времени инерция.

Наиболее ответственно могу судить о сфере искусства и креатива, инсайдером которой являюсь. У нас происходит сбой в смене поколений, куда-то подевались, а точнее, так и не родились в нашем городе (кроме государства) умные и стратегические партнеры, уехали и уезжают из города перспективные молодые люди, испарилась куда-то медийная среда, истончился слой референтной, активной публики, а художественная критика просто канула в небытие. Исчезли бесследно, будто их и не было, целые явления (артистические и креативные), которые еще десять лет назад казались многообещающими…

Люди перестают ставить перед собой амбициозные задачи. Всё меньше становится тех, кто готов играть по-крупному, а ведь провинциалу никогда и никто не позволит выиграть по очкам. Провинциалу всегда нужно играть по-крупному. Екатеринбург стремительно провинциализируется.

«И если большая аудитория этого еще не видит, то это временно. Когда это увидят все, будет уже поздно»

Мы, русские, всегда склонны к тому, чтобы искать ответы на вопрос «почему». Понимаю долю спекулятивности таких игр, но всё же… Мне иногда кажется, что немалую роль в этой провинциализации молодых творцов у нас сыграл «Ельцин Центр» и подобные ему площадки поменьше. Именно они, как мне кажется, превращают делателей, деятелей, акторов в… публику. Сегодня более или менее активный молодняк превращается в публику, в потребителя, а не создателя символического продукта. Для большинства уже «сходить на продвинутого заезжего гастролера-спикера» синонимично тому, что «жизнь удалась», «всё главное уже случилось».

Сейчас очень многое хотя бы сколько-то творческое и активное уходит в дурную и преходящую событийку, на эти нескончаемые большие и малые ивенты, будь они неладны. Очень мало тех, кто играет вдлинную, строит институты, дома, убежища для символического, мастерские и фабрики символического, инфраструктуру символического. Сегодняшние молодые и так уже склоняются к какому-то странному, тактическому отправлению жизни с легкой ноткой монетизации, но им в этом еще и активно помогают.

Событийка — это не делание культуры, не созидание символического универсума, не простраивание биографических траекторий творцов, не строительство инфраструктуры признания и др. — всего того, чего нашей культуре так остро не хватает. Если у Кремля (Улыбка.) был очень хитрый план по превращению активного творца при помощи «Ельцин Центра» в потребителя, то он удался (Улыбка.).

Если же серьезно, то с этой провинциализацией нашего города нужно что-то делать, и решение проблемы будет очень скучным и неинтересным для широкой публики. Кстати, важность этого решения не понимают и наши власти — вплоть до федеральных. И это решение — в энергичной, проактивной, предприимчивой, наступательной, талантливой культурной политике. Прежде всего талантливой. Какими-то угрюмо неталантливыми в последнее время мы стали.

Согласны с автором?

Да
Нет

Ранее наши читатели приводили пять причин, почему Екатеринбург — лучший город на Земле, и еще восемь — почему отсюда лучше уезжать.

Также горожане рассказали, каким словом можно описать Екатеринбург: набрался целый список негативных и позитивных ассоциаций.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
190
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Дают — бери, бьют — беги». Эксперт из Екатеринбурга ответил, кому сейчас точно стоит покупать квартиру
Михаил Хорьков
руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Мнение
«Финист» — быстрый поезд? Пассажирка разнесла новую электричку, которая ходит из Екатеринбурга в Омск
Дарья Макеева
журналист 72.RU
Мнение
«Каждый жаждет меня напоить»: екатеринбурженка отказалась от алкоголя и столкнулась с жестким хейтом
Ольга Чиги
Рекомендуем
Знакомства
Объявления