Каждый, кто живет в Екатеринбурге, хоть раз слышал разговоры про «третью столицу». В конце концов, полтора миллиона жителей — это не шутка. Но так ли всё хорошо с развитием нашего города? Об этом в авторской колонке для E1.RU рассуждает создатель фестиваля стрит-арта «Стенограффия», писатель Евгений Фатеев. Выводы у него не самые радостные.
Екатеринбург — это действительно очень особенный город. Любой, кто покатался по стране, подтвердит это. У Екатеринбурга есть одно ключевое качество, из которого вырастает всё остальное. Это город, погруженный в себя.
Я это называю так: Екатеринбург — город, пребывающий в состоянии романа с самим собой. На что-то внешнее наш город отвлекается довольно редко, зато придать своим внутренним проблемам статус общероссийских умеет, как мало кто еще. Это поразительно, но мы крайне немного знаем даже о мегаполисах вроде Челябинска, Перми и Тюмени, а также Омска и Уфы, которые отстоят от нас не очень далеко.
Екатеринбург долго жил своей сугубо внутренней жизнью. Никогда не претендуя на статус «третьей столицы», не замечая тяжбы волжских городов-миллионников за этот статус, он был и пока еще остается реальной «третьей столицей» России.
«Действительно, очень долго нашему городу была присуща какая-то органическая, естественная непровинциальность»
Мы, екатеринбуржцы, вроде бы ничего специально для этого не делаем, но эта наша фирменная непровинциальность отмечается очень многими гостями нашего города. Да, у нас вроде бы было и есть гораздо меньше материальных ресурсов и возможностей, чем в обеих столицах, но в очень многих областях деятельности екатеринбуржцы старались играть по-крупному. Реально по-крупному. В масштабах страны как минимум. От популярной музыки до общепита, от бизнеса до медиа.
И эта невидимая самими екатеринбуржцами естественная непровинциальность была нашим главным достоянием, и вот с ней сейчас, как мне кажется, начинаются проблемы. Наш город как-то незаметно, но пока неумолимо провинциализируется. Я чувствую, как набирает обороты какой-то нехороший процесс, у которого будет мощная и продолжительная во времени инерция.
Наиболее ответственно могу судить о сфере искусства и креатива, инсайдером которой являюсь. У нас происходит сбой в смене поколений, куда-то подевались, а точнее, так и не родились в нашем городе (кроме государства) умные и стратегические партнеры, уехали и уезжают из города перспективные молодые люди, испарилась куда-то медийная среда, истончился слой референтной, активной публики, а художественная критика просто канула в небытие. Исчезли бесследно, будто их и не было, целые явления (артистические и креативные), которые еще десять лет назад казались многообещающими…
Люди перестают ставить перед собой амбициозные задачи. Всё меньше становится тех, кто готов играть по-крупному, а ведь провинциалу никогда и никто не позволит выиграть по очкам. Провинциалу всегда нужно играть по-крупному. Екатеринбург стремительно провинциализируется.
«И если большая аудитория этого еще не видит, то это временно. Когда это увидят все, будет уже поздно»
Мы, русские, всегда склонны к тому, чтобы искать ответы на вопрос «почему». Понимаю долю спекулятивности таких игр, но всё же… Мне иногда кажется, что немалую роль в этой провинциализации молодых творцов у нас сыграл «Ельцин Центр» и подобные ему площадки поменьше. Именно они, как мне кажется, превращают делателей, деятелей, акторов в… публику. Сегодня более или менее активный молодняк превращается в публику, в потребителя, а не создателя символического продукта. Для большинства уже «сходить на продвинутого заезжего гастролера-спикера» синонимично тому, что «жизнь удалась», «всё главное уже случилось».
Сейчас очень многое хотя бы сколько-то творческое и активное уходит в дурную и преходящую событийку, на эти нескончаемые большие и малые ивенты, будь они неладны. Очень мало тех, кто играет вдлинную, строит институты, дома, убежища для символического, мастерские и фабрики символического, инфраструктуру символического. Сегодняшние молодые и так уже склоняются к какому-то странному, тактическому отправлению жизни с легкой ноткой монетизации, но им в этом еще и активно помогают.
Событийка — это не делание культуры, не созидание символического универсума, не простраивание биографических траекторий творцов, не строительство инфраструктуры признания и др. — всего того, чего нашей культуре так остро не хватает. Если у Кремля (Улыбка.) был очень хитрый план по превращению активного творца при помощи «Ельцин Центра» в потребителя, то он удался (Улыбка.).
Если же серьезно, то с этой провинциализацией нашего города нужно что-то делать, и решение проблемы будет очень скучным и неинтересным для широкой публики. Кстати, важность этого решения не понимают и наши власти — вплоть до федеральных. И это решение — в энергичной, проактивной, предприимчивой, наступательной, талантливой культурной политике. Прежде всего талантливой. Какими-то угрюмо неталантливыми в последнее время мы стали.
Согласны с автором?
Ранее наши читатели приводили пять причин, почему Екатеринбург — лучший город на Земле, и еще восемь — почему отсюда лучше уезжать.
Также горожане рассказали, каким словом можно описать Екатеринбург: набрался целый список негативных и позитивных ассоциаций.