Город фоторепортаж «Никто не верил, что он поедет»: как в Екатеринбурге вернули к жизни старый паровоз из Парка Энгельса

«Никто не верил, что он поедет»: как в Екатеринбурге вернули к жизни старый паровоз из Парка Энгельса

Локомотив сильно потрепало время, но железнодорожники это исправили

Тот самый паровоз из Парка Энгельса, узнаете?

В Екатеринбурге поставили на рельсы старинный паровоз из Парка Энгельса. Тридцать лет он был аттракционом для детей и магнитом для вандалов: локомотив заржавел, покрылся граффити и лишился части деталей. Но после долгой реконструкции ему удалось вернуть первоначальный вид и функционал. Историю паровоза смотрите в коротком видео.

Откуда в парке взялся паровоз?

Узкоколейный паровоз 157С-063 изготовили в 1936 году на Сормовском паровозостроительном заводе. Этот локомотив считается одним из самых мощных среди узкоколейных, так что был особенно востребован в тридцатые годы.

— Долгое время этот паровоз работал в Кировграде на узкоколейке. Это яркий представитель второй пятилетки (1933–1937 годы. — Прим. ред.), когда нужны были мощные паровозы. Его использовали на металлургическом комбинате для выгрузки готовой продукции и подвоза сырья, — объяснил сотрудник детской железной дороги СвЖД Валерий Шестаков.

В парке локомотив появился в 80-е годы, когда такую технику стали выводить из эксплуатации

В 70–80-х годах от паровозов стали отказываться в пользу более экологичных тепловозов. Тогда этот локомотив медеплавильному комбинату стал не нужен, и его решили передать в Парк Энгельса. Паровоз был там не первым экспонатом — в 1977 году в парк привозили турбовинтовой Ил-18, правда, тот самолет горожане сожгли. Чугунный паровоз оказался крепче и простоял аж до 2014 года.

Впрочем, за годы в парке под натиском детей и вандалов паровоз сильно постарел. Его и били, и ломали, а однажды даже срезали трубу. После таких испытаний железнодорожники решили вернуть к жизни старичка и вывезли его из парка. Взамен поставили детям игрушечную версию паровоза почти такого же размера.

Спасать паровоз решили не только из жалости. Оказалось, что он — ценный экспонат, ведь серия 157 вышла ограниченным тиражом — всего изготовили около 200 экземпляров.

Дети рисовали на паровозе, вандалы спиливали с него металл, а выпившие прохожие использовали транспорт в качестве туалета
Паровоз увезли из парка ночью в декабре 2014 года

«Никто не верил, что он поедет»

Реконструкция заняла восемь лет. Увидеть старенький локомотив в новом свете екатеринбуржцы впервые смогли на Ночи музеев 20 мая 2023 года. Его припарковали напротив входа в Музей узкоколейной железной дороги в Парке Маяковского. Глядя на блестящий паровоз, и не скажешь, что в течение 30 лет он без дела ржавел под открытым небом.

— Из того состояния, в котором он был в Парке Энгельса, паровоз стал полностью действующим. Когда мы забирали его, никто не верил, что он поедет, — рассказывает сотрудник детской железной дороги СвЖД Валерий Шестаков. — Но на самом деле паровозы очень сложно привести в совсем негодное состояние, они сделаны из стали, чугуна — крепких металлов. Это не алюминий и не пластик, которые от трения быстро изнашиваются.

Паровоз долго реконструировали
Обшивку делали заново

Удивительно, но многие детали у машины остались родные: это рама, колеса, буксы, котел. Их перекрасили и подлатали. Под замену пошла обшивка, все движущиеся части, тендер (отсек для угля), а также будка, откуда машинист управляет паровозом.

Заново пришлось создавать и все рычаги управления — их жители Свердловска попросту срезали и сдали на цветмет, когда паровоз стоял в парке. Это заметно замедлило процесс ремонта, ведь железнодорожникам пришлось искать чертежи конструкторов Сормовского завода. Реставраторы обошли архивы, а еще выезжали в командировки, чтобы восстановить машину такой, какой ее выпустили в 1936 году.

— В России таких осталось всего три. В полном комплекте и в рабочем состоянии только один — в Екатеринбурге. Чтобы отреставрировать этот паровоз, мы ездили в города, где сохранились такие модели в качестве памятников: обмеряли, измеряли, потом переносили эти замеры на нашу модель, понимали, работает это или нет, — объясняет начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников. — Проделав такую работу, мы оцифровали все чертежи и теперь можем практически заново собирать эти паровозы.

В первую очередь ремонтникам нужны были чертежи паровой машины и дышло. Котел у паровоза хотя и остался родной, но получил новую «начинку» — все трубы внутри, по которым двигается кипящая вода, заменили на новые (топку и цилиндрическую часть котла сохранили).

Локомотив сохранил родной котел
А будку (место для машиниста) делали заново

Как паровоз учил рабочих

Особенность этого паровоза в том, что его части соединены клепками, а не сварным швом. Эту технологию давно не используют, так что мастерам пришлось заново учиться по архивным документам.

— Для того чтобы обеспечить целостность котла и давление пара до 11 атмосфер, нужно было всё переклепать заново и перечеканить. Мы фактически восстанавливали навыки, утраченные 50 лет назад, — объясняет Иван Колесников. — Не сразу, но у нас это получилось. Сейчас у нас есть рабочий уникальный паровоз, а вместе с ним появились люди, которые умеют ремонтировать паровозы — во всей России их едва ли наберется с десяток.

Теперь паровоз будет работать на детской железной дороге в Парке Маяковского. Здесь он станет частью передвижной выставки, иногда будет возить вагончики с гостями. А вот выставляться на улице локомотив будет только под присмотром сотрудников музея — чтобы с ним (и его открытой будкой) точно ничего не случилось. Бед на его веку уже хватит.

Отреставрированный паровоз станет экспонатом Музея узкоколейной железной дороги в Парке Маяковского
Мастера восстановили разрушенные элементы по старым чертежам

Посмотрите, как железнодорожники восстанавливали паровоз (он был очень ржавым) и как его вывозили из парка под покровом ночи в декабре 2014-го.

Локомотив могли забрать и раньше, вот только мамы и дети встали на его защиту и не хотели отдавать любимый аттракцион. Тогда железнодорожники пообещали установить на его месте новый (подмену совершили в ночь эвакуации старинного локомотива).

Дети рисовали на паровозе, вандалы спиливали с него металл, а выпившие прохожие использовали транспорт в качестве туалета
А этот локомотив здесь поставили вместо старого

В 2022 году из парка вывезли еще и качели с горками. Здесь планируют провести большую реконструкцию. Мы писали об этом еще в 2019 году, а совсем недавно был опубликован новый проект глобального ремонта.

Интересно, что в 2014 году студенты архитектурной академии (ныне университет) уже придумывали варианты реконструкции Парка Энгельса. Лучшие нам показывал главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель. Но, очевидно, они оказались неподходящими.

Также мы писали о планах обновления площади Обороны, парка у Дворца молодежи и сквера на Белинского.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Форумы
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Это защитит вас от женской неверности?» Екатеринбуржец разгромил идею вступать в официальный брак
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления