В Екатеринбурге поставили на рельсы старинный паровоз из Парка Энгельса. Тридцать лет он был аттракционом для детей и магнитом для вандалов: локомотив заржавел, покрылся граффити и лишился части деталей. Но после долгой реконструкции ему удалось вернуть первоначальный вид и функционал. Историю паровоза смотрите в коротком видео.
Откуда в парке взялся паровоз?
Узкоколейный паровоз 157С-063 изготовили в 1936 году на Сормовском паровозостроительном заводе. Этот локомотив считается одним из самых мощных среди узкоколейных, так что был особенно востребован в тридцатые годы.
— Долгое время этот паровоз работал в Кировграде на узкоколейке. Это яркий представитель второй пятилетки (1933–1937 годы. — Прим. ред.), когда нужны были мощные паровозы. Его использовали на металлургическом комбинате для выгрузки готовой продукции и подвоза сырья, — объяснил сотрудник детской железной дороги СвЖД Валерий Шестаков.
В 70–80-х годах от паровозов стали отказываться в пользу более экологичных тепловозов. Тогда этот локомотив медеплавильному комбинату стал не нужен, и его решили передать в Парк Энгельса. Паровоз был там не первым экспонатом — в 1977 году в парк привозили турбовинтовой Ил-18, правда, тот самолет горожане сожгли. Чугунный паровоз оказался крепче и простоял аж до 2014 года.
Впрочем, за годы в парке под натиском детей и вандалов паровоз сильно постарел. Его и били, и ломали, а однажды даже срезали трубу. После таких испытаний железнодорожники решили вернуть к жизни старичка и вывезли его из парка. Взамен поставили детям игрушечную версию паровоза почти такого же размера.
Спасать паровоз решили не только из жалости. Оказалось, что он — ценный экспонат, ведь серия 157 вышла ограниченным тиражом — всего изготовили около 200 экземпляров.
«Никто не верил, что он поедет»
Реконструкция заняла восемь лет. Увидеть старенький локомотив в новом свете екатеринбуржцы впервые смогли на Ночи музеев 20 мая 2023 года. Его припарковали напротив входа в Музей узкоколейной железной дороги в Парке Маяковского. Глядя на блестящий паровоз, и не скажешь, что в течение 30 лет он без дела ржавел под открытым небом.
— Из того состояния, в котором он был в Парке Энгельса, паровоз стал полностью действующим. Когда мы забирали его, никто не верил, что он поедет, — рассказывает сотрудник детской железной дороги СвЖД Валерий Шестаков. — Но на самом деле паровозы очень сложно привести в совсем негодное состояние, они сделаны из стали, чугуна — крепких металлов. Это не алюминий и не пластик, которые от трения быстро изнашиваются.
Удивительно, но многие детали у машины остались родные: это рама, колеса, буксы, котел. Их перекрасили и подлатали. Под замену пошла обшивка, все движущиеся части, тендер (отсек для угля), а также будка, откуда машинист управляет паровозом.
Заново пришлось создавать и все рычаги управления — их жители Свердловска попросту срезали и сдали на цветмет, когда паровоз стоял в парке. Это заметно замедлило процесс ремонта, ведь железнодорожникам пришлось искать чертежи конструкторов Сормовского завода. Реставраторы обошли архивы, а еще выезжали в командировки, чтобы восстановить машину такой, какой ее выпустили в 1936 году.
— В России таких осталось всего три. В полном комплекте и в рабочем состоянии только один — в Екатеринбурге. Чтобы отреставрировать этот паровоз, мы ездили в города, где сохранились такие модели в качестве памятников: обмеряли, измеряли, потом переносили эти замеры на нашу модель, понимали, работает это или нет, — объясняет начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников. — Проделав такую работу, мы оцифровали все чертежи и теперь можем практически заново собирать эти паровозы.
В первую очередь ремонтникам нужны были чертежи паровой машины и дышло. Котел у паровоза хотя и остался родной, но получил новую «начинку» — все трубы внутри, по которым двигается кипящая вода, заменили на новые (топку и цилиндрическую часть котла сохранили).
Как паровоз учил рабочих
Особенность этого паровоза в том, что его части соединены клепками, а не сварным швом. Эту технологию давно не используют, так что мастерам пришлось заново учиться по архивным документам.
— Для того чтобы обеспечить целостность котла и давление пара до 11 атмосфер, нужно было всё переклепать заново и перечеканить. Мы фактически восстанавливали навыки, утраченные 50 лет назад, — объясняет Иван Колесников. — Не сразу, но у нас это получилось. Сейчас у нас есть рабочий уникальный паровоз, а вместе с ним появились люди, которые умеют ремонтировать паровозы — во всей России их едва ли наберется с десяток.
Теперь паровоз будет работать на детской железной дороге в Парке Маяковского. Здесь он станет частью передвижной выставки, иногда будет возить вагончики с гостями. А вот выставляться на улице локомотив будет только под присмотром сотрудников музея — чтобы с ним (и его открытой будкой) точно ничего не случилось. Бед на его веку уже хватит.
Посмотрите, как железнодорожники восстанавливали паровоз (он был очень ржавым) и как его вывозили из парка под покровом ночи в декабре 2014-го.
Локомотив могли забрать и раньше, вот только мамы и дети встали на его защиту и не хотели отдавать любимый аттракцион. Тогда железнодорожники пообещали установить на его месте новый (подмену совершили в ночь эвакуации старинного локомотива).
В 2022 году из парка вывезли еще и качели с горками. Здесь планируют провести большую реконструкцию. Мы писали об этом еще в 2019 году, а совсем недавно был опубликован новый проект глобального ремонта.
Интересно, что в 2014 году студенты архитектурной академии (ныне университет) уже придумывали варианты реконструкции Парка Энгельса. Лучшие нам показывал главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель. Но, очевидно, они оказались неподходящими.
Также мы писали о планах обновления площади Обороны, парка у Дворца молодежи и сквера на Белинского.