Город фоторепортаж «Никто не верил, что он поедет»: как в Екатеринбурге вернули к жизни старый паровоз из Парка Энгельса

«Никто не верил, что он поедет»: как в Екатеринбурге вернули к жизни старый паровоз из Парка Энгельса

Локомотив сильно потрепало время, но железнодорожники это исправили

Тот самый паровоз из Парка Энгельса, узнаете?
Источник:

В Екатеринбурге поставили на рельсы старинный паровоз из Парка Энгельса. Тридцать лет он был аттракционом для детей и магнитом для вандалов: локомотив заржавел, покрылся граффити и лишился части деталей. Но после долгой реконструкции ему удалось вернуть первоначальный вид и функционал. Историю паровоза смотрите в коротком видео.

Источник:

Откуда в парке взялся паровоз?

Узкоколейный паровоз 157С-063 изготовили в 1936 году на Сормовском паровозостроительном заводе. Этот локомотив считается одним из самых мощных среди узкоколейных, так что был особенно востребован в тридцатые годы.

— Долгое время этот паровоз работал в Кировграде на узкоколейке. Это яркий представитель второй пятилетки (1933–1937 годы. — Прим. ред.), когда нужны были мощные паровозы. Его использовали на металлургическом комбинате для выгрузки готовой продукции и подвоза сырья, — объяснил сотрудник детской железной дороги СвЖД Валерий Шестаков.

В парке локомотив появился в 80-е годы, когда такую технику стали выводить из эксплуатации
Источник:

В 70–80-х годах от паровозов стали отказываться в пользу более экологичных тепловозов. Тогда этот локомотив медеплавильному комбинату стал не нужен, и его решили передать в Парк Энгельса. Паровоз был там не первым экспонатом — в 1977 году в парк привозили турбовинтовой Ил-18, правда, тот самолет горожане сожгли. Чугунный паровоз оказался крепче и простоял аж до 2014 года.

Впрочем, за годы в парке под натиском детей и вандалов паровоз сильно постарел. Его и били, и ломали, а однажды даже срезали трубу. После таких испытаний железнодорожники решили вернуть к жизни старичка и вывезли его из парка. Взамен поставили детям игрушечную версию паровоза почти такого же размера.

Спасать паровоз решили не только из жалости. Оказалось, что он — ценный экспонат, ведь серия 157 вышла ограниченным тиражом — всего изготовили около 200 экземпляров.

Дети рисовали на паровозе, вандалы спиливали с него металл, а выпившие прохожие использовали транспорт в качестве туалета
Источник:
Паровоз увезли из парка ночью в декабре 2014 года
Источник:

«Никто не верил, что он поедет»

Реконструкция заняла восемь лет. Увидеть старенький локомотив в новом свете екатеринбуржцы впервые смогли на Ночи музеев 20 мая 2023 года. Его припарковали напротив входа в Музей узкоколейной железной дороги в Парке Маяковского. Глядя на блестящий паровоз, и не скажешь, что в течение 30 лет он без дела ржавел под открытым небом.

— Из того состояния, в котором он был в Парке Энгельса, паровоз стал полностью действующим. Когда мы забирали его, никто не верил, что он поедет, — рассказывает сотрудник детской железной дороги СвЖД Валерий Шестаков. — Но на самом деле паровозы очень сложно привести в совсем негодное состояние, они сделаны из стали, чугуна — крепких металлов. Это не алюминий и не пластик, которые от трения быстро изнашиваются.

Паровоз долго реконструировали
Источник:
Обшивку делали заново
Источник:

Удивительно, но многие детали у машины остались родные: это рама, колеса, буксы, котел. Их перекрасили и подлатали. Под замену пошла обшивка, все движущиеся части, тендер (отсек для угля), а также будка, откуда машинист управляет паровозом.

Заново пришлось создавать и все рычаги управления — их жители Свердловска попросту срезали и сдали на цветмет, когда паровоз стоял в парке. Это заметно замедлило процесс ремонта, ведь железнодорожникам пришлось искать чертежи конструкторов Сормовского завода. Реставраторы обошли архивы, а еще выезжали в командировки, чтобы восстановить машину такой, какой ее выпустили в 1936 году.

— В России таких осталось всего три. В полном комплекте и в рабочем состоянии только один — в Екатеринбурге. Чтобы отреставрировать этот паровоз, мы ездили в города, где сохранились такие модели в качестве памятников: обмеряли, измеряли, потом переносили эти замеры на нашу модель, понимали, работает это или нет, — объясняет начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников. — Проделав такую работу, мы оцифровали все чертежи и теперь можем практически заново собирать эти паровозы.

В первую очередь ремонтникам нужны были чертежи паровой машины и дышло. Котел у паровоза хотя и остался родной, но получил новую «начинку» — все трубы внутри, по которым двигается кипящая вода, заменили на новые (топку и цилиндрическую часть котла сохранили).

Локомотив сохранил родной котел
Источник:
А будку (место для машиниста) делали заново
Источник:

Как паровоз учил рабочих

Особенность этого паровоза в том, что его части соединены клепками, а не сварным швом. Эту технологию давно не используют, так что мастерам пришлось заново учиться по архивным документам.

— Для того чтобы обеспечить целостность котла и давление пара до 11 атмосфер, нужно было всё переклепать заново и перечеканить. Мы фактически восстанавливали навыки, утраченные 50 лет назад, — объясняет Иван Колесников. — Не сразу, но у нас это получилось. Сейчас у нас есть рабочий уникальный паровоз, а вместе с ним появились люди, которые умеют ремонтировать паровозы — во всей России их едва ли наберется с десяток.

Теперь паровоз будет работать на детской железной дороге в Парке Маяковского. Здесь он станет частью передвижной выставки, иногда будет возить вагончики с гостями. А вот выставляться на улице локомотив будет только под присмотром сотрудников музея — чтобы с ним (и его открытой будкой) точно ничего не случилось. Бед на его веку уже хватит.

Отреставрированный паровоз станет экспонатом Музея узкоколейной железной дороги в Парке Маяковского
Источник:
Мастера восстановили разрушенные элементы по старым чертежам
Источник:

Посмотрите, как железнодорожники восстанавливали паровоз (он был очень ржавым) и как его вывозили из парка под покровом ночи в декабре 2014-го.

Локомотив могли забрать и раньше, вот только мамы и дети встали на его защиту и не хотели отдавать любимый аттракцион. Тогда железнодорожники пообещали установить на его месте новый (подмену совершили в ночь эвакуации старинного локомотива).

Дети рисовали на паровозе, вандалы спиливали с него металл, а выпившие прохожие использовали транспорт в качестве туалета
Источник:
А этот локомотив здесь поставили вместо старого
Источник:

В 2022 году из парка вывезли еще и качели с горками. Здесь планируют провести большую реконструкцию. Мы писали об этом еще в 2019 году, а совсем недавно был опубликован новый проект глобального ремонта.

Источник:

Интересно, что в 2014 году студенты архитектурной академии (ныне университет) уже придумывали варианты реконструкции Парка Энгельса. Лучшие нам показывал главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель. Но, очевидно, они оказались неподходящими.

Также мы писали о планах обновления площади Обороны, парка у Дворца молодежи и сквера на Белинского.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
67
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
«Тихий ужас остается тихим ужасом». Главный редактор E1.RU — об итогах 2024 года
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления