18 мая в кинотеатрах Екатеринбурга вышел первый детектив Карена Шахназарова — «Хитровка. Знак четырех» (12+). В дореволюционной Москве расследование ведут реформатор театра Станиславский и репортёр Гиляровский. Коммуникационный партнёр фильма, медиахолдинг MAER, показал, как с помощью приключенческого жанра разбудить в россиянах интерес к национальной истории.
«Экскурсия на дно»
— Это экранизация по мотивам произведений знаменитого русского бытописателя, журналиста Гиляровского и английского автора Артура Конан Дойла, — описывает собственный детективный дебют режиссёр, народный артист России Карен Шахназаров.
Сюжет «Хитровки» переносит зрителей в события начала ХХ века, которые происходили в реальности. Создатели Московского Художественного театра Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко — герои Константина Крюкова и Александра Олешко — ставят пьесу «На дне».
Чтобы максимально приблизиться к достоверности, Станиславский отправляется «на экскурсию» в трущобы самого злачного района столицы — Хитровской площади: пристанища бедняков и преступников. Гидом «на дно» становится знающий Хитровку назубок Владимир Гиляровский, которого сыграл Михаил Пореченков. Реальная история превращается в исторический детектив, когда герои находят убитого индийца-сикха.
— Мы, советские режиссёры, часто говорим, что великая советская актёрская школа — это да, а вот нынешняя — не очень. Но после «Хитровки» это клише у меня абсолютно исчезло. Современная школа не менее хороша, но стоит на плечах людей, знаковых для нашей культуры. И если благодаря этому фильму многие узнают о Станиславском и Гиляровском — будет прекрасно. Я очень благодарен ребятам, с кем проделал эту большую работу. Всё, что на экране хорошо, их заслуга, а что плохо — мои ошибки, — говорит режиссер фильма Карен Шахназаров.
— Я и Гиляровский похожи внешне: крупненькие, нос картошкой, с растительностью на лице. Он был очень одарённым журналистом, правильным человеком. При этом — озорным весёлым парнем, который относился к Станиславскому и другим большим художникам с большим трепетом. Очень рад, что смог пережить кусочек той жизни на Хитровке, связавший Гиляровского и Станиславского. Мы сделали хулиганское приключенческое кино, как я люблю. Кино по нашей замечательной русской истории, культуре, о которой нужно рассказывать как можно больше. Фильм имеет шикарную базу для продолжения, и хочется верить, наши герои расследуют ещё не одно дело, — рассказал актёр, народный артист России Михаил Пореченков.
От простого к сложному
Создатели «Хитровки» из киноконцерна «Мосфильм» и киностудии «Курьер» отмечают, что, несмотря на простое предназначение развлечь зрителя, в основе картины — сложный концепт. Из прозы Гиляровского развиваются сюжеты, где сыщиками становятся сам репортёр и театральный гений.
Кроме того, кино — сложное с точки зрения подготовки и производства. Авторы с точностью отобразили архитектурный контраст столицы того времени: обветшалые кабаки, публичные дома, притоны и подземелья, а также богемные клубы, рестораны и театры. Для воссоздания Хитрова рынка было построено 40 торговых лавок.
Съёмки велись в МХТ им. Чехова, на площадках «Мосфильма», в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Здесь снимали и драки, и погони, и гонку на катерах. В самой массовой сцене было задействовано около 1000 актёров. «Объёма» образам картины добавили исторические наряды: более 1200 костюмов.
С прочным национальным стержнем
Команда медиахолдинга MAER узнала у первых зрителей мнение о фильме. По их мнению, авторам фильма удалось создать собственный «захватывающий художественный мир с прочным национальным стержнем» — именно такое кино способно разбудить в аудитории интерес к истории страны.
Фундамент, который заложили создатели картины, позволяет расширить детективную историю с национальными героями и превратить её в достояние отечественного кинематографа. Отвечая на вопросы MAER о возможном цикле фильмов на основе «Хитровки», актёры выразили надежду на большое продолжение: «Будет жалко начать такую великолепную историю и не продолжить! Но говорить об этом, когда "Хитровка" только вышла, пока рано».
— Хочется назвать «Хитровку. Знак четырёх» эдаким очень удачным примером импортозамещения для российского проката. Аплодирую мастерству Карена Георгиевича и всей его команде за то, что так грамотно представили Станиславского в новом амплуа и создали кино, которое по интересности ничуть не уступает кассовым западным аналогам. Ещё и актёрский состав подобран такой, что сказать «не верю», по Станиславскому, язык не повернётся. Сегодня мы с гордостью приглашаем зрителей в кинотеатры, и уверен, экскурсия по «Хитровке» не оставит многих равнодушными, — сказал владелец и генеральный директор медиахолдинга MAER Константин Майор.
Телефон медиахолдинга MAER в Екатеринбурге и Челябинске: +7 932 110-10-58, почта: ekb@maergroup.ru.
Медиахолдинг MAER — законодатель рекламного рынка, оператор цифровой наружной рекламы. Владеет федеральной сетью медиаэкранов. Расчёт эффективности рекламных кампаний происходит с учетом технологии О2О (из офлайна в онлайн), которая позволяет дополнительно транслировать рекламный контент в интернете, для повышения конверсии и снижения стоимости привлечения клиентов. Совокупное количество визуальных контактов рекламного контента с аудиторией превышает 80 миллионов в сутки.
ООО «Маер Групп». Maergroup.ru