Чаще всего в новостную повестку попадают истории домов-памятников, которым грозит опасность или которых уже не стало. Журналист и исследователь механизмов приспособления старых зданий Ольга Павлова решила исправить эту несправедливость.
В своей колонке она рассказала о возвращении одному старинному зданию утраченных стен и кровли, а самого здания — городу.
Для меня это новый повод узнать, что скрывается за фасадом приспособления объекта культурного наследия к современному использованию. И это буквально история о фасаде. Причем, несмотря на свою красоту и расположение в центре города, он никому не знаком — всё потому, что расположен он в маленьком дворике, практически вплотную к жилому дому.
Как здание прижали новые дома
Все мы знаем Дом актера (главное здание усадьбы Тупиковых) с парадным фасадом на красной линии площади 1905 года и улицы 8 Марта.
Но усадьба на то и усадьба, чтобы включать в себя несколько построек. В квадрат комплекса также входят ворота, сувенирный магазин, ресторан «Сойка» и часть здания, уходящая вглубь участка. А замыкает квадрат бывшая конюшня, построенная из красного кирпича в начале XX века. К этому-то объекту я и приглашаю присмотреться.
Единственная стена здания, которая чудом дожила до наших дней, раньше была главным фасадом и выходила на красную линию центральной городской улицы — 1-й Богоявленской (сейчас Володарского). Горожане шли по ней к Богоявленскому кафедральному собору — главному городскому православному храму, стоявшему на нынешней площади 1905 года.
Храм, один из архитектурных и духовных символов города, был разрушен в 1930-е годы. Тогда же буквально в нескольких метрах от него построили жилой дом, и красивый фасад усадьбы фактически уперся в подъезды нового конструктивистского здания. Любопытно, что эти строения разделяет какой-нибудь десяток лет, а культурно, визуально и технологически между ними пропасть.
На фото выше — усадьба целиком. Нам виден южный фасад здания конюшни и главное (еще одноэтажное) здание всего комплекса (ныне — Дом актера). Вдали — Макаровская-Симановская мельница, справа — узнаваемая часть нынешней консерватории.
При советской власти здесь были склады, столовая, у здания появился пристрой. К началу 2000-х оно окончательно лишилось прежних функций и почти целиком оказалось разрушено. Люди, которые в те годы занимались хозяйственной деятельностью в Екатеринбурге, всерьез к едва заметной дворовой постройке не относились и где-то от небрежности, а где-то сознательно ее уничтожали — говорят, были попытки расчистить территорию для новой стройки. К счастью, люди смогли остановить разрушение и сохранить самую красивую часть объекта.
На момент начала работ сохранившиеся полторы стены представляли плачевное зрелище и ждали окончательного разрушения. Пробоины разных времен, гнезда. Всё мокло, сверху росла трава, деревья — притом что фасад, ранее обращенный на проспект, сохранился неплохо.
До наших дней сохранилась лишь одна стена — некогда парадный фасад в последние пару десятилетий стал заброшенным пространством, доставлявшим массу неудобств местным жителям. Пару лет назад его выставили на торги.
Их единственным участником оказался Николай Антонов — бывший городской депутат и, что интересно, историк по образованию. Понимая ответственность и риски, инвестор первым делом, как он сам признался, вдоль и поперек изучил ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия». Не все инвесторы так глубоко погружаются в тему. Мы знаем случаи, когда с особенностями законодательства люди сталкивались, уже потратив огромные деньги, и работа с наследием выливалась в огромное разочарование.
Исследования
До 2021 года никакие научно-исследовательские или проектные работы в здании не проводились, несмотря на то, что главное здание комплекса было едва ли не самой известной усадьбой Екатеринбурга.
Осенью 2021-го проектировщики получили указание провести обязательное археологическое исследование. Местные специалисты и студенты работали целый сезон, даже сдвинув сроки. Эксперты нашли более тысячи артефактов, относящихся к XVIII-XX векам: фрагменты керамической посуды, ножи, кованые гвозди, пряжки, ружейные кремни. Обнаружены были также остатки пола из кирпича и деревянные перекрытия, бутовые фундаменты полутораметровой глубины, остатки печей.
Такие находки могут коренным образом повлиять на дальнейшую судьбу здания. В случае с объектом на Володарского под стеной был обнаружен… подвал. При этом в продающем описании объекта было ноль подземных этажей. Более того, оказалось, что найденные подземные пространства соединены с функционирующей частью бывшей усадьбы! Вероятнее всего, общий подвал был вообще под всем объемом усадьбы.
В итоге подвал раскопали, обследовали, и теперь в обновленном здании его будут использовать для размещения технических узлов, экономя место в основном пространстве.
Что теперь здесь будет
Каких-то препятствий (например, захоронения или особо древних находок) для работы архитекторов-проектировщиков не было. Объем здания решили не делить на помещения и этажи (хотя с точки зрения коммерции это было бы выгодно), а оставить так, как было изначально: два дверных проема, в одной части здания основное помещение со вторым светом, в другой — хозяйственная зона, санузлы, комната для персонала, лестница на второй этаж для связи с антресолью и с другой частью бывшей усадьбы.
В открывшемся подвале организованы венткамера, электрощитовая и связи с подвалом другой части бывшей усадьбы. При сохранении высотных отметок в здании появятся мансардные окна, которые обеспечат светом его основную часть.
Здание практически полностью обретет свой первоначальный вид. Существенные изменения претерпел лишь аттик — декоративная стенка над основным карнизом, ее пришлось уменьшить. Дело в том, что, когда объект был построен, вплотную к нему не стояло жилого дома, и с восстановленным аттиком соседи лишились бы части естественного света.
Любопытно, что из-за устаревших данных БТИ проектировщикам пришлось доказывать, что на первом этаже конструктивистского здания давно уже не квартиры, а магазин «Барахолочка», которому по закону не надо обеспечивать естественный свет.
Южный фасад восстановят с узнаваемым круглым окошечком в верхней части стены, а вот восточный фасад будет решен в художественном ключе, потому что не нашлось достоверных сведений о том, как он выглядел прежде. Здесь появятся красивые двери с филенками и коваными козырьками. Их внешний вид выбран по аналогии с образцами местной архитектуры того периода.
Совсем скоро здесь приступят к реставрации кирпичной кладки — художественному процессу, наблюдать за которым всегда исключительно интересно. Возможно, местным жителям проведут небольшой мастер-класс и познакомят с ценнейшими специалистами по реставрации кладки. Эти знания могут пригодиться владельцам квартир в конструктивистских домах и сталинках.
Здание приобретет зеленую кровлю — это, кстати, екатеринбургская традиция и отсылка к малахиту. Прежде все дома в городе имели зеленые крыши.
Почему не получилась картинная галерея?
Изначально анонсировалось, что в доме на Володарского, 2 откроется картинная галерея Николая Антонова — обладателя серьезной коллекции городских пейзажей. Однако сейчас в эти планы вмешались новые нормы по пожаротушению — они изменились за те два месяца, что документация ожидала согласования в Управлении по охране ОКН. Это важный момент: даже если инвестор во всём разобрался и привлек опытных специалистов, ему всё равно приходится считаться с такими вещами.
Сейчас принято решение узаконить постройку как офисное здание — общественное пространство. Хочется надеяться, что там найдется возможность выставить прекрасные полотна уральских мастеров. Одно из них символично. Это картина Алексея Ефремова, на которой изображена часть усадьбы Тупикова и проезд, ведущий к бывшим складам-конюшне на Володарского, 2.
Самое сложное в этом объекте — близость жилого дома. Перед инвестором и подрядчиками стояла задача максимально аккуратно решить все проблемы, связанные с шумом, и организовать работы так, чтобы никому не помешать. Как мне рассказали, были запрошены планы соседних домов, чтобы просчитать, что может мешать людям и как соблюсти баланс интересов. Перед выходом на площадку инвестор организовал встречу, где жильцам рассказали, что они получат после завершения стройки, как изменится их двор.
А вообще-то, как говорят в подобных случаях риелторы, такое благоустройство выгодно жителям. Есть разница, каким будет вид из окна: или на маргинальные руины, или на ухоженное краснокирпичное здание-сувенир с зеленой крышей. От этого соседства растет в цене и без того золотая недвижимость. Если раньше люди каждый день видели разрушенные стены и заколоченные кое-как окна, то теперь перед ними прекрасное вековое строение — на него приятно смотреть, там можно бывать, им можно пользоваться.
Мал золотник, да дорог
Да, этот дом в самом центре города закрыт почти со всех сторон. По сути, его действительно будут видеть только соседи. Земельный участок выделен таким образом, что он не имеет выхода на улицу 8 Марта. Восстановленное здание будет видно лишь в проемы, а самый красивый фасад вообще будут наблюдать только жильцы дома. Получается, что инвестор сделал им такой подарок.
Но если это здание получит новую жизнь, люди о нем узнают и получат возможность тут бывать. Ведь прежде многие и не подозревали о существовании во внутреннем дворике такой замечательной городской усадьбы.
— Здание — как человек, — говорит Кира Мачавариани, автор проекта по реставрации усадьбы. — Каждый человек же важен.
Мои собеседники отмечают, что историй приспособления зданий с охранным статусом становится больше. В эти объекты почти всегда вкладываются люди, которым дорог свой город. Те, кто хочет оставить добрую память о себе в том месте, где он родился и вырос.
За фасадом работы по приспособлению старого здания на Володарского стоит большой труд специалистов, охранных структур, команды инвестора. Весь вопрос в том, как к этой работе отнесутся люди. В основном у нас такой труд не замечают или критикуют. Я же предлагаю к таким историям хотя бы присматриваться, интересоваться ими, потому что за этим интересом точно придет интерес к городу и к своему месту в нем.
Историю усадьбы Тупикова можно прочитать по ссылке. Также можете прочитать другие колонки Ольги Павловой — например, о том, почему в Екатеринбурге так часто сносят старые дома и как это остановить.