Воздушные шарики, торты со свечами и брызги шампанского — привычный антураж для Александра Сысоева. Это известный в Екатеринбурге ведущий праздников. Но в его работе есть один нюанс — совсем не радостный, но важный. Александр — один из немногих, кто берется за организацию и проведение траурных церемоний. Зачем на похоронах ведущий и как правильное прощание помогает скорбящим чуть легче перенести горе? Обо всех тонкостях организации похорон как психотерапевтического сеанса — в этом интервью.
— Александр, как из свадебной темы вы попали в похоронную?
— Как попал? Скорее всего, по зову души. Хотелось какого-то нового профессионального вызова, а тут как раз поступило предложение провести первые похороны. Так и затянуло. Когда работаешь изо дня в день рядом со смертью, всякая спешка и суета навсегда уходят из тебя. Похороны — они же, на самом деле, трансформируют не только родных и участников церемонии, они косвенно меняют и каждого сотрудника из числа обслуживающего персонала.
— Почему вы решили заняться таким непростым делом?
— Большинство людей боятся думать о смерти и обо всем, что с нею связано. Это понятно: потеря близкого, дорогого человека — большая психологическая травма. Неудивительно, что и к похоронам люди относятся как к чему-то страшному. Мы не хотим об этом думать: зачем, со мной уж точно ничего подобного не случится.
Однако смерть, как ни убегай от размышлений о ней, такая же часть нашей жизни, как рождение, свадьба, любое другое событие. С нею каждый из нас рано или поздно сталкивается. Вы знаете, что человек за свою жизнь хоронит в среднем восемь родственников? Этот опыт нас так или иначе трансформирует. Поэтому важно, как и где проходит церемония.
— Вы называете траурные церемонии психотерапевтическими сеансами. Что это такое?
— Представим типичные похороны. Как правило, это темное и тесное помещение, вся обстановка кажется давящей, депрессивной. Вокруг суета: всё скомкано, быстро, нервно. В этом случае травму наносит не только факт утраты родного человека, но и то, как происходит прощание. А ведь это последние минуты, которые мы проводим вместе на этой земле. Одни из самых важных. Для того чтобы избежать травмирующего эффекта, созданы психотерапевтические похороны.
— В чем их отличие?
— Прощание проходит в светлом, красивом, уютном помещении. В воздухе витают ароматы роз, гвоздик, хризантем. Родные могут спокойно, не торопясь, провести последние мгновения с любимым человеком. Друзья, коллеги, соседи — высказать слова утешения и поддержки не на бегу, а в торжественной, комфортной обстановке. Всё это рождает тот исцеляющий эффект, который поможет родным усопшего пройти через столь трудный период в их жизни. Вернуться к привычной жизни. Выстроить ее заново после потери близкого. При психотерапевтических похоронах срок реабилитации сокращается примерно вдвое — через полгода человек уже находит в себе силы жить дальше, строить планы, быть социально полноценным.
— На психотерапевтических похоронах реакции другие?
— В просторном чистом зале люди могут присесть на диваны, фоном играет музыка, горят свечи и ведущий похорон хорошо поставленным голосом читает торжественную, красивую траурную речь.
В такой атмосфере принять факт утраты чуть легче: похороны становятся торжественным событием, важной точкой. Человек понимает, что сделал всё от него зависящее, чтобы достойно, уважительно проводить в последний путь любимого человека.
— В Екатеринбурге созданы условия для проведения таких похорон?
— Рынок ритуальных услуг развернулся в эту сторону. Похоронные предприятия понимают, что работать как 20–30 лет назад не получится: сервис, клиентоориентированность, честность и тот самый психотерапевтический момент становятся важными составляющими в работе.
В стране открывают похоронные дома нового стандарта — с красивыми и просторными залами, квалифицированным персоналом, предложением полного спектра ритуальных услуг в одном месте, без посредников. Первыми начали новосибирцы: в 2003 году открыли у себя первый в стране частный крематорий. В Екатеринбурге в числе первопроходцев — дом прощания «Вознесение», вышедший на похоронный рынок в 2015 году.
Я работаю по всему городу — в самых разных местах. Мне есть с чем сравнивать. Одно дело — организовать похороны в помещении, которое не предназначено для такого мероприятия, и совсем другое — когда созданы все условия. У «Вознесения» залы для прощания совершенно иного класса — то, что предлагают они в плане сервиса и услуг, на Урале я не встречал.
— Что именно предлагает «Вознесение»?
— Полный спектр ритуальных услуг: от перевозки усопшего в морг до организации траурной церемонии, а это торжественные, комфортные залы для прощания. Продумана логистика для проведения похорон как в узком, семейном кругу, так и с большим числом участников. Возможность демонстрации видеоматериалов и фотографий, живая музыка, возможность настроить онлайн-трансляцию в любую точку земного шара. Важную роль играют такие элементарные вещи, как гардероб, туалет и кулер с водой.
На первый взгляд кажется, что для организации похорон требуется только постамент и место для венков. На практике это сложное, многоаспектное действо, в котором необходимо предусмотреть множество мелочей и нюансов. Людям, которые переживают потерю, не приходится беспокоиться хотя бы об этом.
Услуги «Вознесения»: перевозка усопшего в морг; оформление всех документов по принципу единого окна; санитарно-гигиеническая подготовка; предоставление всех ритуальных принадлежностей; живые цветы, изготовление траурных венков и композиций; все транспортные услуги; проведение поминальной трапезы; изготовление фильма памяти; груз 200 с полным сопровождением; торжественная церемония.
— Звучит дорого. Многие ли могут позволить себе похороны в таком месте?
— Только кажется, что дорого. Зачастую стоимость похорон у организации, которая располагает собственной материально-технической базой, будет в разы ниже, чем у тех, кто выступает исключительно как посредник. В «Вознесении» есть уникальный в своем роде «Георгиевский зал прощания» — на сегодня пока единственное место в городе для проведения похорон с государственными почестями. Этот зал доступен абсолютно бесплатно всем льготным категориям граждан.
— Александр, вы работаете в непростой сфере, которая не может не отражаться на человеке. Вы чувствуете это, может быть, профессиональное выгорание?
— У меня есть правило: выгорание лучше предотвратить, чем пытаться выбраться из него. Справляюсь с ним с помощью работы — другой ее составляющей. Я счастливый человек: перед моими глазами проходит жизнь во всех ее проявлениях — от счастливых рождений, свадеб, семейных торжеств до столь важного с точки зрения духовного роста события, как прощание с любимым человеком. Когда видишь этот цикл в столь концентрированном виде, преисполняешься такой любовью к жизни и людям, что ни о каком выгорании речи быть не может.
Дом прощания «Вознесение»
ул. Серафимы Дерябиной, 41а
(343) 288-288-8
(343) 20-20-812
+7 912 614-50-97 (круглосуточно)
dp-voznesenie.ru
«ВКонтакте» (18+)
ООО «Дом прощания "Вознесение"», dp-voznesenie.ru.