Историк и постоянный колумнист E1.RU Андрей Ермоленко буквально заглянул в прошлое: прочитал, что писали о Екатеринбурге 123 года назад. Хотя тогда в нашем городе жило всего 43 тысячи человек (сейчас в Академическом почти в два раза больше!), его уже называли столицей Урала. Что еще рассказывали о Екатеринбурге в 1900 году, читайте в колонке.
Накануне попалось мне на глаза шикарное издание Министерства путей сообщения Российской империи 1900 года «От Волги до Великого океана. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге». Издание нечастое. Раньше не встречал его ни в репринтах, ни даже упоминаний и ссылок на него.
Книга снабжена большим количеством иллюстраций (120 фототипогравюр в тексте, 3 широкоформатные вклейки-фототипии), содержит описание всех станций по пути от Самары и вплоть до Китая: своеобразный путеводитель. Издание массивное — 323 страницы.
Стало любопытно, как наш Екатеринбург виделся столичным путешественникам по железной дороге в 1900 году. Выборочно процитирую издание и прокомментирую его.
«Станция Уктус. Вблизи село Уктус, жители которого занимаются хлебопашеством и кустарными промыслами, в особенностями гончарным (30 заведений)» — это современный район улиц Самолетной, Щербакова, Походной и Южного проезда. Показательно, что в нынешнем екатеринбургском микрорайоне Уктус до сих пор есть переулок Гончарный.
«В 5 верстах (от Уктуса) казенный Нижне-Исетский завод. Здесь выделывается железо, чугунное литье и листовое железо. На заводе работают до 350 чел., кроме того, имеется до 30 кустарных металлических заведений» — а это про нынешний екатеринбургский микрорайон Химмаш. Тогда поселок Нижнеисетск был крохотным — от нынешней ул. Димитрова и чуть дальше плотины Нижне-Исетского пруда.
«Г. Екатеринбург. Принадлежит к лучшим уездным городам Европейской России и по справедливости называется столицей Урала, население по переписи 1897 года — 43 052 жителя обоих полов. Домов свыше 5500, много каменных» — представляете? В то время уездный город Екатеринбург, то есть по-современному райцентр, заткнул за пояс тогдашнюю губернскую столицу — Пермь. Мы — столица Урала еще с 1900 года. Даже каменных домов много!
«Основан в 1721 г. Татищевым. Получил название в честь императрицы Екатерины Второй» — ну, тут минус авторам. Ошибка на ошибке. Екатеринбург был основан в ноябре 1723 г. и назван в честь супруги Петра Первого — Екатерины Первой.
Далее авторы перечисляют больницы, музей, библиотеку, театр, улицы, бульвары, памятники, газеты, банки, фабрики — причем снова допускают ошибки, например, вот: «…паровая мельница купца Симонова». Вообще-то Илья Симанов — городской голова, то есть мэр по-современному, а его фамилию переврали.
«Гостиницы и номера для приезжающих: Американская гостиница — лучшая в городе (сегодня — ул. Малышева, 68), с платою от 1 до 4 рублей в сутки» — для справки: средняя месячная зарплата в 1900 году — примерно 25–30 рублей. То есть сутки в лучшей гостинице уездного дореволюционного Екатеринбурга — примерно от 2 до 8 тысяч рублей на современные цены. Не так уж и дорого.
«Извозчики-одиночки — по таксе: за час езды — 25 копеек, от железнодорожного вокзала днем 35–50 копеек смотря по местности, ночью — от 50 до 80 копеек» — сравниваем с современным такси. Самая дорогая поездка от вокзала с «высоким спросом» выходила аж около 1500 рублей на современные цены. Нынче такси дешевле!
«Существенный недостаток города — отсутствие водопровода, почему питьевая вода доставляется из ключей водовозами» — это, конечно, позорище для «столицы Урала». Водопровод, канализацию, трамвай и многие другие блага в Екатеринбурге-Свердловске организовали только большевики после революции.
Хотели бы пожить в дореволюционном Екатеринбурге?