Российский космонавт-испытатель Олег Артемьев на днях приехал в Екатеринбург и встретился с суворовцами. Он рассказал юным любителям космоса, встречал ли «вражеские корабли» и инопланетян. А еще — видел ли он свой дом с орбиты и как ловят «убежавшую» еду из тюбика.
Мы собрали 20 интересных, забавных и наивных вопросов с ответами космонавта.
Вы видите свой дом из космоса?
— Конечно, всегда вижу свой дом. Само так получается. Знаю, где сейчас мои родные на Земле.
Как вам в космосе без родственников, трудно?
— Самое тяжелое — конечно, оставлять свою семью. Ты же как основной помощник, защитник. Как только в командировку улетаешь, всё сразу начинает ломаться. И конечно, на связь выходят, немного жалуются.
Какие чувства испытываете при взлете?
— Очень много проблем может быть, при которых полет может не состояться. Это твоя болезнь, болезнь товарища, поломка корабля. Когда взлетаешь, думаешь о том, что все препятствия устранены. Большое удовольствие и восторг от того, что работа началась.
Какие были эмоции, когда только вошли в кабину корабля?
— Если бы я просто шел по улице, меня поймали и засунули в космический корабль, то я бы запомнил эти ощущения на всю жизнь. А так, когда ты тренируешься — одиннадцать лет я к полету шел и могу сказать, что тренажеры очень похожи на настоящую кабину корабля.
У вас вылетала еда из рук в космосе?
— Она вылетает, но она же далеко не улетает. Если ты заметил, то сразу можешь словить ее ложкой или вилкой и обратно отправить. Главное — чтобы не долетела до потолка или до стенки, а то останется пятно, которое нужно потом убрать.
Как определяете, когда ночь, а когда утро?
— С космического корабля видно, когда ночь, потому что по Земле ползет тень, и ты понимаешь, светло или нет. А во-вторых, у тебя есть часы. Мы живем там по лондонскому времени.
Вы боялись такой огромной высоты?
— Высота — дело такое, к ней нужно привыкать, бороться со своими страхами. У космонавтов есть парашютная подготовка. Она позволяет тебе этот страх преодолеть, быть хладнокровным человеком. Когда тебя просто выталкивают из вертолета, ты должен вести репортаж и решать задачу, которая у тебя написана на руке.
Сложно ли передвигаться в космосе?
— Не сложно, там невесомость, ты отталкиваешься и летишь. Снаружи, когда уже в скафандре, уже по поручням передвигаешься, но там нужно застраховаться. Самое главное — не разгоняться. Неопытного космонавта сразу видно, он летит, сшибает всё со всех стен, потому что ноги держит широко, а опытные космонавты ноги держат вместе.
Когда вы были в космосе, там были инопланетяне?
— Наверняка они были, но я их не встретил, я еще мало летал. У меня надежда на вас, что вы их увидите, поймаете. На самом деле вы готовы к встрече с инопланетянами. Главное в этом деле — иметь фотоаппарат или видеокамеру, потому что он в любой момент может появиться. Конечно, нельзя впадать в ступор, нужно заснять все этапы контакта с ним. Неизвестно, что у него на уме, вдруг он в следующий момент вас съест?
В трудовой что-то написано про место работы?
— Да, конечно, все полеты записываются. У нас стаж идет: один день в космосе как пять дней на Земле.
Что вы делаете в свободное время в космосе?
— Спим иногда. Когда выполнили основную работу, у нас есть так называемый лист задач: делаем дополнительные эксперименты, обслуживание и ремонт станции. Если не успеваем что-то по программе полета, то делаем дополнительную работу. А если надоели дополнительные работы, можно позвонить домой, поговорить с женой или проверить уроки у сына. Это редко бывает, потому что, когда звонишь, он делает вид, что не слышит. Всё равно там много не поговоришь, связь прерывистая.
Как вы принимаете душ в космосе?
— Об этом мечтает каждый космонавт, потому что его там нет. Вы можете устроить день или неделю космонавта, попросить у своих родителей или тех, кто вас воспитывает, купить влажные салфетки и каждый день вытираться только этими салфетками. Лучше целую неделю, чтобы понять, что без душа тяжело.
Какая кнопка в ракете самая главная?
— На самом деле там все кнопки самые главные, но самое главное — не нажимать на них. Если пришло то время, что нужно нажать на кнопку, значит случилось что-то аварийное. Может, когда вы вырастете, у вас будет такая [главная] кнопка, которая поможет вернуться на Землю.
Как вы спите в космосе?
— Спим мы в спальных мешках. У каждого космонавта свой мешок. У россиян — зеленые, у американцев — синие. Они привязаны в стенке каюты. Мы в них забираемся, закрываемся и спим.
Вы видели вражеские корабли в космосе — например, американские?
— Не то что бы вражеские были, там же пока мирный космос у нас. Я, конечно, видел корабли, но они пока [только] косвенно вражеские.
Какое питание в космосе у вас самое любимое?
— Были бы пельмени, было бы неплохо, но их там нет. Самое вкусное — творог с орехами. Это как валюта у нас, мы могли поменять творог с орехами на всё что угодно. Конечно, там не хватает морепродуктов, мы выменивали у американцев и европейцев морепродукты на наш творог. Обычно то, что мы не съедаем, отдаем нашим коллегам. Раз в неделю мы к ним прилетаем и отдаем свой мешок того, что не съели, и меняем всё на их мешок.
Какое чувство испытали, когда приземлились?
— Радость. Это трогательный момент, потому что ты видишь людей, с кем ты работал, кто тебя отбирал в космонавты. Слезы наворачиваются.
Что делаете после полета, есть какая-то реабилитация?
— Есть два периода реабилитации. Острая реабилитация, где нужно здорово постараться более-менее в жизнь вернуться, — это три недели. Потом еще целый месяц в санатории. Следующая реабилитация длится до следующей медицинской комиссии. Если ты полгода летал, то потом полгода реабилитируешься.
Какие космические явления видели, когда были на корабле?
— К счастью, неприятностей не было. Были метеоритные дожди, потоки, но в мой полет ничего такого не было. А вот Сергею Прокопьеву, вашему земляку, не повезло, он попал на микрометеороид, который сделал трещину в системе терморегулирования.
Когда выходили в открытый космос, какие планеты видели?
— И со станции, и когда выходишь в открытый космос, планеты видны как звездочки. То же самое, как с Земли, только там они почетче. Луна также видна. Несмотря на то, что мы на четыреста километров ближе к ней, она всё равно по размерам такая же.
А первым космонавтом из Екатеринбурга стал Сергей Прокопьев. В октябре прошлого года он возглавил международную команду на МКС. А за полгода до этого Владимир Путин вручил екатеринбуржцу звезду Героя России. Сергей ждал этого более двух лет.
Посмотрите также 30 гипнотических фото из космоса, которые сделали наши космонавты на МКС.
Все самые важные новости мы оперативно публикуем в телеграм-канале E1.RU. Обязательно подпишитесь на него!