Вечером 14 декабря журналист E1.RU побывал у распределительного центра Ozon в Екатеринбурге, где в начале месяца произошла массовая драка за места в автобусе. Логоцентр находится совсем недалеко от аэропорта Кольцово, и теперь здесь было куда спокойнее, чем прежде — на днях силовики провели здесь рейд и задержали 34 мигранта. Еще восемь человек и вовсе могут отправить на родину, так как они работали без документов.
К иностранцам сотрудники Ozon явно привыкли: мигранты, по их словам, в основном работают грузчиками на складах. Народу в центре много, поэтому — что в раздевалке, что в столовой, что у входа в автобус — часто образуются очереди. Работники с горячим нравом не терпят ожидания и становятся зачинщиками потасовок и драк, но во что-то более серьезное это перерастает редко.
Самой больной темой среди местных является транспорт. Одно из видео давки в автобусах мы публиковали накануне — иногда без мата и ругани место себе просто не занять. При этом, как оказалось, автобусов в логоцентре достаточно, и они рассчитаны на всех.
— Мы всегда нормально уезжаем: и утром, и вечером. Смотря кто куда едет. Вот там остановка, там же находится основная часть пропусков, там досмотр, — рассказала E1.RU одна из работниц.
Около 19:30 корпоративный транспорт привозит тех, кто останется здесь на ночной смене. Люди в Ozon работают по 12 часов (с 08:00 до 20:00 или наоборот), и чаще проблемы бывают с утра.
После смены все хотят скорее попасть домой, но им приходится стоять в очередях на досмотре, а затем и на парковке, где пассажиров одновременно набирают десятки автобусов. Каждый из них увозит екатеринбуржцев в тот или иной район города.
— Автобусов-то куча целая и мест хватает, но просто толкучка, всем надо быстрей, быстрей. Мы вот с Химмаша, у нас два или три автобуса точно есть, проблем никаких нет, — поделилась Светлана, сотрудница Ozon.
— Ну, бывает, да, дерутся иногда. Не хватает иногда автобусов. Есть и большие, и маленькие, но всякое бывает, — признается мужчина, курящий в ожидании транспорта.
Многое зависит от конкретного маршрута. Например, в Березовский желающих ехать мало, а вот в автобус до Сортировки пробиться сложно. Причина всё та же — мигранты. Главное — не попасть под их горячую руку.
— Автобусы полные все уходят, но я не видела сама [конфликтов]. Мы уезжаем в Березовский самыми последними в 20:40, на площадке уже никого нет, — рассказала женщина, которая только что вышла на остановку после смены.
К 20:00 на парковку подъезжают долгожданные автобусы. Некоторые из них — большие и комфортные, пассажиров там обязательно просят пристегнуться, ехать стоя нельзя. Они открывают свои двери строго по времени.
Другие — совсем крохотные пазики, водителям которых уже без разницы, кто и как едет, и успеют ли люди забежать в салон до того, как он тронется.
— С 20:00 народ выходит, и там начинается толкучка. По утрам обычно хуже, но и по вечерам бывает, — рассказывает девушка Марина.
Самое страшное — оказаться в вихре массовой драки.
— Я вчера утром в автобус села, и с ножом один тут бегал, — рассказала одна из сотрудниц Ozon. — [Мигранты] на улице стояли. Смотрю — а двое побежали куда-то. Я подруге пишу. Они в автобус к нам потом забежали, и там такая толпа. Один парень, помню, точно в балаклаве был.
«Потом они на своем языке начали балакать. Девочки, которые не русские, сразу всё поняли, вскочили. Оказалось, что там он с ножом ходил»
При этом драка может возникнуть по любому поводу, даже из-за вилки в столовой.
Некоторые застали и ту массовую драку, которая случилась в начале декабря.
— Три охранника против этой толпы ничего не сделают. В тот раз они только в автобус заходили, выгоняли стоячих, но их никто не слушается, — говорит молодой человек.
По словам местных, всё-таки причиной драки стали не проблемы с транспортом, а личная неприязнь.
— Там просто один другого оскорбил, вот и всё. Наехал, и толпа заступилась за того, кто был прав. И потом та же толпа ***** [избила] того, кто был не прав, — рассказал один из сотрудников Ozon.
Еще одна проблема в том, что автобусы паркуются произвольно на площади у распределительного центра. Сотрудникам приходится искать нужную машину, которая поедет в нужный район.
— Если места не достанется, стоячих не берет, — рассказывает один из пассажиров, пока поднимается в автобус до ЖБИ. — Маленькие — не знаю, но большие точно нет. Он как наполнится, сразу поедет. Насчет драки не слышал.
Рядом с тем же автобусом курит женщина. Она сразу же вспомнила про драку, но про другую.
— Там у «Феникса» была драка в девять часов, — говорит она.
Сами мигранты не горят желанием обсуждать конфликты.
— Мне неинтересно на эту тему разговаривать, — ответил журналисту E1.RU один из работников.
Как оказалось, у автобусов нет своего графика — есть только определенное время, когда они открывают двери для пассажиров.
— Они еще не открывают автобусы раньше времени, и вся эта толпа из 60 человек стоит и просто давит. Как хочешь, так и пролезай, — говорит сотрудник логоцентра.
— Только что у нас драка была в раздевалке, — начала рассказывать одна из работниц. — Женщина и маленькая девочка, такая хрупкая, та ее по комплекции гораздо больше. Просто напряженность из-за того, что все пытаются выбежать поскорее. Мы постоянно стоим в очередях: в столовых и здесь на выход. Автобусы у нас переполнены.
«Не хватает транспорта, а Ozon не может сделать график, чтобы мы по времени отдельно разъезжались: аутсорс, мы и так далее»
Сейчас поедет автобус на сортировку, сами всё увидите, — добавила она.
При этом на самом деле в спешке необходимости нет, ведь если ты не успел на автобус, можно обратиться к диспетчеру, и тебе вызовут такси за счет компании.
Проблемы есть и с автобусами до Академического.
— Вот зачем на Академ маленькие ставить, смысл? Нам больших-то не хватает, всего два автобуса. Маршруток нет совсем, — рассказала девушка, задержавшаяся на работе. Похоже, автобуса она уже не дождется.
— Работают люди по 12 часов на ногах, им хочется домой побыстрее, — объясняет причину нервозности другой сотрудник.
Ко всем проблемам добавляются пробки на выезде из логистического центра. Въезжающие на склад фуры не могут разъехаться с машинами, поскольку огромные грузовики из разных городов паркуются на обочине на узкой дороге. В итоге еще 20 минут теряются в пробке, хотя из окна автобуса прекрасно видно свободную трассу у Кольцово.
Некоторые хитрые автомобилисты пытаются объехать пробку навстречу выезжающим пазикам, по левой обочине дороги.
Напомним, что в пресс-службе Ozon подтвердили, что массовая драка произошла в их распределительном центре в начале декабря. По мнению представителей компании, существующих автобусов достаточно и никаких проблем с транспортом нет.
— Участники конфликта отстранены от работы в логистическом центре. В конфликте разбираются правоохранительные органы, — ответили E1.RU в пресс-службе маркетплейса. — Ежедневно до объекта и обратно работников довозят больше 50 автобусов, рассчитанных на 1500 посадочных мест. Этого достаточно, чтобы уместить всех работников склада. В ближайшие дни количество автобусов пополнится, поскольку во время высокого сезона мы усиливаем складскую инфраструктуру новыми специалистами и хотим обеспечить всех сотрудников комфортными условиями.
Посмотрите еще несколько фотографий с автобусной площадки возле распределительного центра.
И это не все новости про Ozon. Компания начала избавляться от своих торговых точек в Екатеринбурге. Мы рассказывали, что теперь изменится для ее клиентов. Также в последнее время екатеринбуржцы стали жаловаться на сбои в доставке заказов с маркетплейса.
Прочитайте также, как продавцы страдают из-за аврала на складах другого сервиса онлайн-торговли. На складе компании выстроилась очередь из грузовиков. Этим летом сотрудники маркетплейса Wildberries обвинили компанию в невыплате зарплаты. Подобные жалобы неоднократно повторялись.