Город Заброшенный Екатеринбург Заброшенная больница в Зеленой Роще летопись Разбираем наследие. Как создавали, забросили и приговорили к сносу легендарную больницу у Зеленой Рощи

Разбираем наследие. Как создавали, забросили и приговорили к сносу легендарную больницу у Зеленой Рощи

Некогда грандиозное здание на днях начали разбирать

Перед началом сноса из здания вынесли ценные барельефы, которые уже передали в музей
Источник:

Более 90 лет рядом с Зеленой Рощей и Ново-Тихвинским монастырем располагался один из самых значимых медицинских комплексов в Свердловске-Екатеринбурге — ансамбль зданий клинической больницы скорой помощи.

Главный корпус этой больницы последние 20 лет пустовал, а теперь его начали сносить. Рассказываем долгую и драматичную историю здания.

В генплане 1931 года архитектор Георгий Голубев проектировал комплекс больницы специального назначения из девяти объектов. Центральный корпус со стационаром и поликлиникой выходил главным южным фасадом на благоустроенный сквер для отдыха и прогулок пациентов.

В этом генплане едва угадываются нынешние очертания больницы
Источник:

Строительство такого масштабного медицинского комплекса с грандиозным архитектурным объемом главного здания было возможным лишь в крупнейших городах страны, каким и был тогда Свердловск — центр Уральской области.

Упразднение Уральской области затянуло финансирование и реализацию проекта. Главный корпус, уже строившийся в стилистике конструктивизма, получил новое архитектурное оформление в стиле советской «неоклассики» — по проекту с участием архитекторов Ивана Югова и Николая Жеманова.

Медицинский городок в самом центре города: старожилы помнят
Источник:

Три пятиэтажных корпуса поставлены под прямым углом и направлены от центра с главным входом и вестибюлем на север, восток и запад. Объемы корпусов включают прямоугольные, овальные, ступенчатые формы, использованные для оформления ризалитов, лоджий, галерей и террас.

Главный (южный) фасад здания имеет вертикальные (в виде углов смещенных объемов) и горизонтальные (в виде балконных ограждений) членения. Фасад завершен эффектной аркадой оконных проемов.

В планировочное решение этажей включены холлы, залы, в том числе двусветные, с оригинальным оформлением внутреннего пространства. Оформление интерьеров включает свободностоящие опоры в виде колонн и лепной декор.

Эскиз одного из вестибюлей
Источник:

Больницу, которую начинали строить как больницу специального назначения по заказу НКВД-ОГПУ, перевели в областную клиническую, куда включили и клинические кафедры медицинского института.

В годы войны здание стало одним из крупнейших госпиталей, здесь приняли 90 тысяч человек и провели 27 тысяч операций.

Сотрудники больницы
Источник:

В больнице работало множество знаменитых врачей: основатель уральской научной школы хирургов Аркадий Лидский, основоположница школы микрохирургии глаза на Урале Екатерина Михеева, организаторы отделения урологии и почечного диализа Василий Шамарин и Генрих Векслер, руководитель станции переливания крови в военные годы Моисей Сахаров, основоположница уральской школы педиатров Евгения Кливанская-Кроль, основатель уральской школы гастроэнтерологов Василий Каратыгин.

Выдающийся кардиолог Борис Кушелевский стал первым в СССР инициатором создания специализированных кардиологических бригад скорой помощи, основателем антикоагулянтной терапии и уральской научной школы терапевтов.

Доска с фотографией Аркадия Лидского
Источник:

В 1963 году в больнице открыли первое в Свердловске отделение реанимации и анестезиологии. В 1973 году она объединилась со станцией скорой медицинской помощи и стала Городской клинической больницей скорой медицинской помощи. Ей было присвоено имя выдающегося хирурга, участника Великой Отечественной войны Юрия Мартынова, который 35 лет возглавлял клинику и провел свыше 10 тысяч операций.

В конце 1990-х в больнице размещалось более тысячи коек, здесь готовили к открытию один из лучших в России антисептических центров. Почти всё было готово к началу работы: операционные и послеоперационные палаты, кровати с мониторными системами, рабочие места врачей, но центр так и не принял пациентов. В 2000 году больница была закрыта на ремонт.

Врачи обивали властные пороги с просьбами возвращения больницы в рабочее состояние, достойного восстановления здания и всего комплекса, но более 20 лет без ремонтных работ и консервации сделали свое дело: здание облюбовали вандалы и бездомные, здесь регулярно вспыхивали пожары.

В последние годы здание выглядело удручающе
Источник:

В 2019 году больницу наконец решили восстановить. В областном правительстве рассказывали, что по этому вопросу принято принципиальное решение, и обещали, что внешне здание будет выглядеть как прежде, без дополнительной застройки. Больницу отдали УГМК, хотя были и другие желающие заняться объектом.

Теперь этот ракурс остался только на фотографиях
Источник:

В 2020 году управление охраны ОКН утвердило новые охранные зоны и предмет охраны; также был разработан проект реставрации. Он предполагал полное сохранение оригинального внешнего вида здания, объемно-планировочное решение и всё архитектурно-декоративное убранство. Согласно документации, после реставрации в здании снова должно было открыться медицинское учреждение.

Так могла выглядеть восстановленная больница
Источник:

Уже в сентябре 2020 года проект реставрации успешно прошел историко-культурную экспертизу. Эксперты отметили, что характер предусмотренных работ позволяет сохранить особенности объекта, представляющие историко-культурную и архитектурно-художественную ценность.

Прошло еще полгода — и вдруг весной 2021 года гендиректор УГМК Андрей Козицын обратился к губернатору с просьбой снять с больницы статус объекта культурного наследия (ОКН). По закону, снять статус ОКН можно только в двух случаях: если объект полностью уничтожен либо он утратил свое историко-культурное значение.

Поскольку больница на тот момент еще не была уничтожена, губернатор Евгений Куйвашев и глава управления охраны ОКН Евгений Рябинин порекомендовали Андрею Козицыну сделать экспертизу о том, что больница утратила историко-культурную ценность. Глава региона, в свою очередь, попросил премьер-министра Михаила Мишустина помочь с решением этого вопроса в Москве.

Экспертизу об утрате ценности заказали инженерам-строителям из Саратова и Москвы Владиславу Жомину, Елене Федосеевой и Виктору Соснину. Интересно, что на 526 акта экспертизы не было приведено ни одного архивного документа. Авторы сослались на отсутствие документов в государственном архиве области и краеведческом музее.

При этом материалы из музея медицины и музея архитектуры вообще не были исследованы. Также эксперты писали о значительных перестройках, но в самом акте есть схема, подтверждающая незначительность перестроек.

Уральские специалисты с выводами экспертизы не согласились. В октябре 2021 года прошло заседание регионального отделения ИКОМОС — международной организации специалистов по сохранению памятников. В нем участвовали полтора десятка специалистов, в том числе четыре аттестованных эксперта: архитекторы-реставраторы Елена Брагина и Алла Кузнецова, искусствовед Людмила Токменинова и культуролог Олег Букин. Информацию о больнице представила Лариса Шашкина, почетный архитектор РФ, автор научно-исследовательской документации по обоснованию предмета охраны больницы.

Экскаватор «сострижет» здание до конца 2022 года
Источник:

В выводах собрания, за которые проголосовали единогласно, указывалось:

  • в экспертизе об утрате ценности объекта нарушены принципы научной обоснованности, объективности и презумпция сохранности памятника;

  • вывод об утраченной градостроительной значимости объекта не имеет обоснований, объект ценен как ансамбль, хотя описания ансамбля в экспертизе вообще нет;

  • здание больницы построено по авторскому проекту и не является типовым, как это указано в экспертизе. Оно имеет высокую архитектурно-эстетическую ценность и выраженные стилистические особенности характерные для проектирования общественных зданий конца 1920-х — начала 1930-х годов;

  • эксперты не определили мемориальную ценность объекта и значение в истории медицины, не упомянули деятельность плеяды знаменитых врачей, инновационных методов лечения и уникальных операций;

  • научное исследование объекта не было выполнено в полном объеме и не обосновано подлинными историко-архивными документами, а выводы противоречат выявленным фактам, полученным в процессе экспертизы.

В итоге вопрос в Москве был всё же решен не в пользу здания. «Основания для несогласия с заключением историко-культурной экспертизой отсутствуют» — такой вывод сделали чиновники Министерства культуры по результатам общественных обсуждений экспертизы. При поддержке губернатора и начальника областного управления охраны ОКН здание больницы скорой помощи лишилось статуса памятника.

Днем 2 декабря здание больницы начали разбирать с помощью экскаватора (предварительно вокруг спилили все деревья). Посмотрите видео того, как бывший памятник «состригают» по одному этажу.

Екатеринбуржцы реагируют на снос по-разному. Одним жаль бывший памятник архитектуры; другие считают, что здание «отжило свое», и ждут, когда на его месте появится обещанный современный медцентр.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
48
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления