За последние недели дом на Амундсена, 48 привлек к себе много внимания. Екатеринбуржцы получают приглашения на бесплатные концерты, однако пойти туда решаются далеко не все. Найти информацию в Сети о том, что за организация проводит мероприятия, не так-то просто — всё потому, что организаторы «не хотят огласки».
Мы решили разобраться, что сейчас происходит в загадочном доме и оправданы ли опасения горожан.
«Нас часто приравнивают к сектам»
Тимуру Гаджиеву 36 лет. Он приехал в уральскую столицу из Санкт-Петербурга около восьми лет назад. Как рассказывает мужчина, Екатеринбург привлек его с первого взгляда, поэтому он остался здесь и организовал религиозное движение. Церковь, где теперь Тимур служит пастором, называется «Дом Горшечника».
— Я давно хотел что-то делать для Бога, поэтому решили открыть здесь церковь, — вспоминает он. — Есть три конфессии [христианства], которые считаются официальными: протестанты, католики и православные. Мы относимся к протестантам, мы христиане веры евангельской.
В Санкт-Петербурге мужчина был прихожанином местного «Дома Горшечника». Туда он попал после того, как в молодости связал свою жизнь с наркотиками.
— Всё началось, когда мне было лет 16. Я лежал в наркологических больницах, употреблять закончил только в 25, — поделился Тимур. — Сейчас я занимаюсь спасением людей, которые попали в похожую ситуацию. В нашу церковь часто приходят наркозависимые, и мы помогаем им справиться с болезнью.
Церковь появилась в Екатеринбурге восемь лет назад. Сейчас количество прихожан насчитывает 80 человек. Пастор рассказал, что организация тесно связана с реабилитационным центром, который «восстанавливает людей физически, а церковь занимается психологической работой».
Дом на Амундсена, где располагается церковь, пастор арендует на безвозмездной основе.
— Все три этажа здания наши. Нам сдают этот дом мои очень хорошие друзья, — рассказал Тимур Гаджиев. — Мы официально зарегистрировались около двух месяцев назад.
Местные жители сообщали, что рядом с домом «ошиваются странные личности, маргинальные». Тимур признается, что большая часть прихожан — бывшие наркозависимые и заключенные. Однако, по словам мужчины, бояться их не стоит.
— Иногда к нам, действительно, может и бомж прийти, так как они знают, что здесь им могут оказать помощь. Есть наркоманы, ВИЧ-инфицированные. Но есть и обычные горожане — вера в Иисуса нужна всем. Именно зэков, которые отсидели 20 лет за убийство, к примеру, у нас нет. Грабеж, мошенничество — в основном люди сидели за такое. Мы — за здоровый образ жизни, свободный от алкоголя и наркотиков, — рассказал пастор.
Церковь часто проводит бесплатные концерты. Узнать о них можно только через флаеры, которые раздают прихожане. Артистами на мероприятиях нередко становятся люди, которые в прошлом имели зависимость.
Если церковь занимается благими делами, почему у нее, например, нет странички в социальных сетях? Вот как на этот вопрос ответил пастор.
— Протестантские церкви часто приравнивают к сектам, поэтому мы не хотим большой огласки. Нас нет в интернете. Все мероприятия проводятся на благотворительной основе, смысл концертов такой: подумайте, что мы хотим вам донести. Мы показываем христианские фильмы, на музыкальных концертах бывшие наркоманы поют песни о том, как выбрались из зависимости и насколько хороша жизнь без наркотиков. Часто к нам приходят «дворовые» ребята, которым полезно это услышать, — объясняет Тимур.
«Если бы мне в подростковом возрасте сказали, что наркотики — это плохо, я был бы счастлив»
По его словам, очень малый процент людей способен побороть зависимость, однако рецидивов, которые могли бы повлиять на безопасность граждан, посетивших концерты, никогда не случалось.
«Прикрываются Библией»
В интернете по названию «Дом Горшечника» можно найти немало заголовков со словами «Одна из крупнейших в России сект», «Прикрываются Библией» или «Пострадали от секты». Однако все материалы датируются 2013–2014 годами. В журналистских расследованиях фигурирует протестантская церковь в Вологде — самая крупная точка «Дома Горшечника» в России.
Вот несколько выдержек из вологодских СМИ.
— Обязательное условие секты — уплата десятины прихожанами в пользу церкви (10% от доходов). Но и это еще не всё: на каждой службе или конференции проходят дополнительные денежные сборы, за ходом которых пристально наблюдает «служба безопасности секты». Наша семья, которую разрушил «Дом Горшечника», сдавала на пожертвования помимо десятины в неделю еще 10–20 тысяч рублей. Считайте сами, сколько пастор в месяц зарабатывает, — рассказала информагентству «СеверИнформ» бывшая прихожанка церкви.
По данным «Комсомольской правды», церковь в Вологде насчитывает тысячу «горшечников», а за один день мероприятий «адепты кладут на поднос до полумиллиона рублей».
— Сектантский батюшка является обладателем двухуровневой пятикомнатной квартиры, трехэтажного коттеджа в Емельяново и двух новых минивэнов. Под эгидой «Дома Горшечника» в Вологде и Череповце работают реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков. Правда, методы сектантов, по меньшей мере, весьма спорные. По слухам, людей просто сажают в «Газель» и увозят в другой город. Наверно, все видели объявления на столбах: «Грузчики без вредных привычек». Это типичный бизнес для «горшечников». Именно на нем они зарабатывают львиную долю своих денег, — сообщает «КП Вологда».
Героиня MK.RU Алена рассказала, что обязательная часть службы — подношения. Причем «постоянники» отдают церкви немалые деньги.
— Сначала всё было довольно мило, но религиозной атмосферы не было. Такое ощущение, что было собрание успешных людей. Проповедь началась, и кошмар… Человек, как он называет себя «пастырь», прямо говорил, что Богу нужны деньги, что Бог видит, сколько вы кладете в сокровищницу, столько вам и воздастся. Во время проповеди люди из секты послали по залу корзины, и туда складывали немаленькие деньги. Кто-то — в конвертах, кто-то прямо так кидал, — поделилась вологжанка.
Кто всё это оплачивает?
Официальный портал «Дома Горшечника» в Вологде отмечает, что дочерние церкви находятся в 117 странах мира, а в России — «от Липецка на западе до Южно-Сахалинска на востоке, от Мурманска на севере до Севастополя на юге».
Тимур Гаджиев, пастор екатеринбургской церкви, заверил, что посещение мероприятий, служба и молитвы бесплатны. На вопрос, как церкви удается проводить всё на безвозмездной основе, мужчина ответил: «Ну мы же работаем. Электромонтаж, строительные работы — чем только не занимаемся».
По данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», Гаджиев — владелец компании по производству мебели и выполнению отделочных работ «Северо-Запад Полимер». Фирма зарегистрирована по адресу: Путейская, 3 в Вологде. Именно там находится «Дом Горшечника».
Учредитель компании Гаджиева — пастор петербургской церкви, который является директором фирмы по лесохозяйственной деятельности «Неруд Инвест». Она тоже зарегистрирована по адресу вологодского «Дома Горшечника».
Также Гаджиев является учредителем фирмы «Энергосбыт» в Вологде. Ее директор — пастор из Череповца.
Мнение эксперта
Мы пообщались с религиоведом и специалистом по пятидесятничеству Александром Панченко. Он заверил, что «Дома Горшечника» бояться не стоит, а статус секты — это не больше, чем городской фольклор.
— Вы будете смеяться, но все эти истории про опасные секты, куда заманивают людей, чтобы их обобрать или зомбировать, — это вообще современная мифология, — считает Александр Панченко. — Люди охотно пользуются этим, чтобы свести отношения с религиозными общинами, чем-то им не понравившимися. В том числе со своими конкурентами на «религиозном рынке».
Название церкви берет свое начало в библейском сюжете. По словам самих адептов, Бог там неоднократно называет себя горшечником, который «лепит» судьбы мира.
— «Дом Горшечника» — сеть церквей евангельских христиан-пятидесятников, и она ничем особенно не отличается от других пятидесятнических сообществ в России и других постсоветских странах, — рассказал религиовед. — Как и некоторые другие протестантские церкви, «Дом Горшечника» пытается заниматься реабилитацией наркоманов и бывших заключенных. Не берусь судить, насколько удачно это получается, но оснований для беспокойства здесь точно быть не должно. У пятидесятников есть свои особенности и в смысле теологии, и в смысле стилистики богослужения.
«Это не лишает их права веровать и распространять свое учение так, как это делают православные христиане или представители других религий и церквей»
Почитайте также, как дом на Амундсена привлек внимание екатеринбуржцев. Василий обратился в редакцию E1.RU с просьбой предупредить горожан о том, что неизвестные люди раздают детям приглашения на кино в частный дом.
Позже наша читательница рассказала, как посетила загадочное мероприятие. Обычный спектакль закончился выходом пастора и просьбами «покаяться всем залом».