Недавно E1.RU рассказывал историю екатеринбуржца, который мучается от десятков звонков, поступающих ему каждый день с незнакомых номеров. В ответ на эту публикацию мы получили несколько сообщений от читателей, которые оказались в похожей ситуации. Объясняем, как нужно бороться с навязчивой рекламой.
— Звонят постоянно, даже ночью! И все как один говорят, что я их набирала, — пожаловалась в редакцию E1.RU читательница Александра. — Как защититься от таких звонков, если менять номер мне нельзя?
Александра уточнила, что уже обращалась к своему сотовому оператору и в полицию. Там ей посоветовали просто не брать трубку. В борьбе с навязчивыми звонками не помогли ни установленные на телефон антивирус и блокировщики спама, ни сброс телефона до заводских настроек.
Юрист компании «Бенефактум» Денис Валдеев подчеркнул, что у любого рекламодателя должно быть на руках согласие от абонента на звонки, СМС и имейл-рассылку. Такое согласие человек дает лично, когда подписывает документы в банке, автосалоне, салоне красоты или любом другом месте.
— Первое правило — внимательно прочитывать то, что вы подписываете. Чаще всего вас при подписании документов просят поставить галочку в графе «Я согласен на получение СМС-уведомлений и материалов рекламного характера», где вы указываете адрес электронной почты или номер телефона, — заметил Денис Валдеев.
Если человек по невнимательности подписал согласие на получение рекламной рассылки и звонков, а потом решил, что ему такая информация не нужна, он может отказаться от ее получения. Для этого нужно написать заявление в адрес рекламодателя. После этого непрошеные звонки и СМС должны прекратиться.
Когда вам позвонили из организации, которой вы не оставляли своих персональных данных, стоит записать разговор на диктофон, предупредить звонящего о том, что ведется аудиозапись, и сказать, что вы не давали разрешения на рассылку и обзвоны. Также важно узнать фамилию, имя и отчество вашего собеседника и попросить телефон для обратной связи с ним.
— Вы можете заручиться поддержкой закона и сообщить о том, что намерены обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением в отношении недобросовестного рекламодателя. Если ненужная реклама является еще и настойчивой, надо заказать детализацию звонков, указать конкретный номер, с которого вам звонили, и обратиться с заявлением в ФАС, — объяснил юрист.
После этого антимонопольщики должны будут провести проверку такого рекламодателя и вынести решение о привлечении его к административной ответственности. Нарушителю грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей. После вынесения решения ФАС вы имеете право обратиться в суд и взыскать с навязчивого рекламодателя компенсацию морального вреда.
Недавно, кстати, в Свердловской области на 600 тысяч рублей оштрафовали одного из таких навязчивых рекламодателей — «ОТП Банк». Он отправлял клиенту рекламные сообщения без его согласия. До этого антимонопольщики наказали за подобные нарушения Альфа-банк на 350 тысяч рублей и банк «Русский стандарт» — на 550 тысяч.