Город Спецоперация на Украине истории «Все рыдали, но война всё равно началась». История 104-летней екатеринбурженки, пережившей мужа и сына

«Все рыдали, но война всё равно началась». История 104-летней екатеринбурженки, пережившей мужа и сына

Зоя Моторина рассказала о Великой Отечественной войне, отношении к спецоперации и секретах долголетия

4 ноября Зое Васильевне исполнится 104 года

Зое Васильевне Моториной вот-вот исполнится 104 года. Она родилась 4 ноября 1918 года в селе Алешинка Кустанайской области в Казахстане. Сейчас Зоя Васильевна живет одна в квартире в Екатеринбурге. В 1990-м умер от рака ее муж — Евгений Петрович, а в 2020-м — единственный сын Владимир.

Но у Зои Васильевны большая семья — шесть праправнуков, четверо правнуков и еще трое внуков. Все они помогают бабушке и заботятся о ней. Сама пенсионерка, несмотря на почтенный возраст, отлично помнит все события своей жизни, вплоть до дат, ходит, опираясь на ходунки, и самостоятельно справляется с бытом. Журналисты E1.RU побывали в гостях у Зои Васильевны и попросили ее рассказать о жизни, войне и секретах долголетия.

Любовь всей жизни встретила в институте

Отец Зои Васильевны работал начальником почтового отделения, а мама — домохозяйка. В семье было шестеро детей, Зоя — третий ребенок. Когда ей было 10 лет, семья переехала в Челябинскую область. Здесь Зоя Васильевна окончила школу, поступила в ветеринарный институт и нашла любовь на всю жизнь — своего одногруппника и будущего мужа Евгения Петровича. В 1939 году пара поженилась, а уже через год родился их сын Владимир. Тогда молодые родители, только закончившие институт, вместе с ребенком жили у родителей Евгения Петровича.

— В 1940-м, во время финской войны, я родила. Мужа тогда же призвали в армию. В день выписки он меня из роддома забрал, привез нас домой и сразу уехал. Сына даже развернуть не успел, одна минута была на прощание. В этот же день уходил эшелон. Муж тогда не участвовал в боях, только стоял на границе. Когда было объявлено перемирие, его отправили служить в другую часть. В мае 1941 года он вернулся, но ненадолго, — вспоминает Зоя Васильевна.

Зоя Васильевна с мужем. Фото было сделано в 1940 году

19 июня 1941 года Зоя Васильевна провожала мужа в воинскую часть.

— Тогда женщина тоже провожала своего мужа военного. Она всё плакала, а я еще подумала: господи, ну чего она плачет. У меня же муж ездил туда-сюда. Возвращался же. Через три дня я тоже заплакала — объявили войну. Днем по граммофончикам на улице было сказано, что началась война. Все вышли на площадь, конечно, все рыдали, но война началась всё равно, — говорит она.

Родители Зои Васильевны

«Мы ждали от родных только писем»

Пенсионерка вспоминает: когда мужчины ушли на фронт, женщинам приходилось работать за всех. Это было трудное время. Зоя Васильевна тогда работала ветеринаром на мясокомбинате.

— Это была не работа, а кошмар, мы разрывались, выходных практически не было у нас, — делится она. — Единственное, что мы, конечно, не голодали. Слава богу, я не голодала и не была в оккупации. Мы ждали от своих родных только писем. Эти треугольнички были очень памятные. Это письмо могло тебе и печаль принести, и радость, а если его нет — тревогу. Это была вечная тревога.

«В письмах муж не писал ничего про боевые действия, чтобы не расстраивать. Писал, что всё хорошо, что любит меня и ждет встречи»

— Муж сразу попал на передовую. Уже 10 августа он был ранен, но оставался в части. Еще через два месяца Женя был контужен, ездил по госпиталям. Он вернулся домой в 1943 году инвалидом войны, — рассказывает Зоя Васильевна.

Служили и братья Зои Васильевны. Старший брат отдал армии семь лет жизни, его тоже призвали еще во время советско-финской войны, где он получил осколочное ранение, был отправлен в госпиталь и за несколько месяцев восстановился. Когда началась Великая Отечественная война, он в первый же день ушел на фронт и через четыре года дошел до Германии.

Девичья фамилия Зои Васильевны — Мунькина. Ее родственник собрал книгу о династии

— Младшему брату было 17 лет, когда началась война. Он окончил химическое училище. В 1943-м году он попросился сам в армию. Последнее письмо он мне написал 27 ноября 1943 года. В письме он рассказал, что их высадили на Тамань, окопались, завтра идет в бой. Больше писем не было, — вспоминает Зоя Васильевна. — Я делала запрос в часть: ни в живых, ни в мертвых его не было. Оказалось, что они должны были на плавательных средствах перебраться. И, по архивным данным, вероятно, их в море потопили.

Документально младший брат Зои Васильевны числится пропавшим без вести.

— Шестеро детей у мамы было, все жили не очень хорошо. Родители воспитали двух парней, один отдал семь лет войне. А младший сразу погиб, даже пулю не успел выпустить. Когда мама вышла на пенсию, ей сказали, мол, наверное, с немцами убежал. Но эти парни не могли убежать, они были патриотами, — уверена она.

Про спецоперацию на Украине

— В войну всем было тяжело. Но мы хоть этих рож не видели поганых фашистских. И не видели тех издевательств над людьми. Трудности, конечно, были. Мы пережили всё, слава богу. Того, что я доживу еще до этой революции, я никак не ожидала, — вздыхает Зоя Васильевна. Рассказ о войне, завершившейся более 70 лет назад, неизбежно сбивается на обсуждение сегодняшних событий.

Женщина признается, что в первые месяцы спецоперации на Украине ей было тяжело смотреть новости по телевизору. Всю информацию она узнает от федеральных каналов и доверяет им. Пенсионерка боялась повторения истории.

В начале спецоперации екатеринбурженке было тяжело смотреть новости

— Сейчас люди слишком жестокими стали. Эта жестокость передалась от тех фрицев. Ужасно. То, что вот делается сейчас этими украинцами, это невозможно, — рассказывает женщина о том, что узнала из теленовостей. — Почему они людей мирных убивают? Ведь там же люди живут такие же. Они ни в чем не повинные. И что ж они детей убивают без всякой совести. Терактов таких не было никогда. А сейчас что? По-моему, то, что делает Путин — это правильно. Он вынужден был. Сколько уступок делал, и всё без толку. Народ не понимает.

Когда закончилась война — «это была великая радость»

9 мая 1945 года объявили по приемникам на улицах, что закончилась война. Зоя Васильевна помнит этот день, как будто он был вчера.

— Вот все, кто работал, все предприятия остановились. Толпы людей вышли на площади. Рыдания были, слезы и смех, люди радовались, — вспоминает пенсионерка. — Все обнимались — знакомые, незнакомые, площадь кипела людьми. Появилась надежда, что наконец-то мы дождемся своих родных. Это была великая радость.

Зоя Васильевна объяснила, что в послевоенные годы тоже жилось тяжело. В 1953 году мужа перевели из Челябинска в Свердловск, семья переехала. Не положено было, чтобы муж и жена работали вместе, говорит наша героиня. Поэтому Евгений Петрович работал на мясокомбинате ветеринаром, а Зоя Васильевна была товароведом, а потом инспектором по качеству сыров.

Зоя Васильевна с праправнуком

В 55 лет Зоя Васильевна вышла на пенсию. Чтобы выплаты были больше, еще два года она работала товароведом в аптеке.

Когда женщина стала пенсионеркой, она помогала воспитывать внуков, а позже и правнуков. Зоя Васильевна признается, что человек она дисциплинированный, и всех детей воспитывала как полагалось: подъем в одно время, гимнастика, потом прогулка на ВИЗовский пруд. Зоя Васильевна учила внуков читать, считать, играла с ними, ходила на рыбалку с детьми. Она никогда не была без дела.

В чем секрет долголетия?

— В детстве я часто болела, здоровья особо никогда не было. Я не знаю секрета долголетия. Возможно, он в детях, я всех помогала воспитывать, — говорит Зоя Васильевна. — Я жила, работала, не бездельничала. Сейчас вот есть стиральная машина, механизация. На кухне — приборы всевозможные. А тогда печка или плитка электрическая. Я 40 лет проработала в саду своем, шесть соток у меня было. До 80 лет я трудилась в саду.

«В молодости я и не могла представить, что проживу такую долгую жизнь. Когда муж умер, я тоже думала, что умру скоро. Не получилось»

Зое Васильевне вручали диплом — «Ровесник века»

Зоя Васильевна добавляет, что никогда не злоупотребляла алкоголем и не ела вредную еду.

— Сладкое иногда я ела. Я работала на мясокомбинате, но не сказать, что часто ела колбасу. Те сосиски, которые раньше были, они хотя бы вкусные. Сейчас нет таких, не могу есть колбасу, в ней непонятно что, — считает она.

«Здоровье — по всем швам плохо»

Муж Зои Васильевны Евгений умер от рака в 1990 году. Сын Владимир умер в 2020 году, у него был тромбоз кишечника. В 80-летнем возрасте он скончался на операционном столе.

— И я осталась одна. Как здоровье? По всем швам плохо: от головы до пят, не буду даже называть болезни. Они каждый день прибавляются, не один раз в день плохо бывает. Руки толком не работают, иголку не возьму, вязать не получается. Суп я себе сварить могу, но стряпать уже нет. Пол мыть тоже не могу уже. По дому помогает соцзащита и еще девушка-помощница. Два раза в неделю ко мне приходят, продукты приносят, помогают с уборкой. Внуки тоже приходят.

Пенсионерка хранит открытки и поздравления

Самым запоминающимся подарком за 103 дня рождения для Зои Васильевны стал диплом, который подарила на 100-летний юбилей администрация. Вот как пенсионерка ответила на вопрос о том, что бы она пожелала сама себе:

— Чтобы у меня все были здоровы. Это у меня самое основное. Чтоб всем было хорошо. Чтоб мир над головой. А мне что? Всё вроде и было у меня. Чтобы всем моим родственникам и России-матушке был покой. Светлое будущее. Всё.

Читайте также интервью со столетней екатеринбурженкой Антониной Феликсовной. Посмотрите интервью с супружеской парой, которые прожили двести лет на двоих. Ранее геронтолог рассказывал, как стать долгожителем на Урале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
136
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Надеюсь, это волшебный пендель, который подействует». Главред E1.RU — о внезапно пришедших снегопадах
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная екатеринбурженка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления