В России не хватает доступного и качественного жилья. Темпы строительства растут, однако до заявленных государством 120 млн кв. м в год пока всё еще далеко. На помощь застройщикам приходят новые технологии. Применение металлокаркаса для жилых домов может стать как раз тем драйвером, который раскачает строительную отрасль.
На Международном строительном форуме 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге в рамках сессии «Жилье на стали: иллюзия или прорыв?» девелоперы, производители металлоконструкций и проектировщики обсудили, войдет ли сталь в практику жилищного строительства наравне с железобетоном и что это даст.
Новое — хорошо забытое старое
На сегодняшний день менее 1% жилых многоэтажек в России возводят на основе металлокаркаса. Мировой опыт при этом показывает, что в ряде стран доля стали в жилом строительстве достигает 16%. На фоне того, что соотношение цен между бетоном и металлом меняется в пользу последнего, металлурги и девелоперы всерьез обратили внимание на эту технологию. А точнее, вспомнили о ней. Пожалуй, самым ярким примером того, как на стали строили еще в СССР, являются знаменитые «семь сестер» — сталинские высотки в Москве.
— Если обратиться к истории, то всего сто лет назад российские и зарубежные строители шли ноздря в ноздрю в области применения стали, — рассказал Евгений Коннов, коммерческий директор компании «Северсталь Стальные Решения». — Великая Отечественная война изменила приоритеты: сталь была гораздо нужнее в промышленности, чем в строительстве. Тогда, собственно, монолит и железобетон вышли в жилье на первый план, а школа стального строительства была утрачена. Сейчас мы скрупулезно восстанавливаем ее.
Лидеры стального строительства
Компания «Северсталь» среди металлургов одной из первых начала активно продвигать на российском рынке идею применения стальных конструкций в многоэтажном жилом строительстве. Такие объекты действительно можно успешно строить. Технология активно применяется при возведении промышленных объектов и бизнес-центров. Самые известные примеры — «Евразия» в «Москва-Сити» и «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге.
— Несмотря на то что у нас в России стальной каркас пока используется только в каких-то точечных проектах, мы видим в нем огромный потенциал, — рассказал Михаил Соколов, начальник управления развития проектов строительной отрасли компании «Северсталь». — Позитивный мировой опыт, необходимость наращивать объемы жилья и недозагруженность металлургических предприятий привели к тому, что в 2020 году мы решили развивать эту историю.
— До недавнего времени себестоимость жилья на металлокаркасе была на 20–25% дороже текущей технологии монолитного строительства, что не позволяло применять стальной каркас в массовом сегменте, — рассказал Вячеслав Морозов, руководитель отдела развития и инноваций продукта группы «Самолет», объединяющей ряд ведущих российских девелоперских компаний. — Сейчас ситуация изменилась существенным образом. Цемент как дорожал, так и продолжает дорожать от года к году, а стоимость стали существенно снизилась весной. Поэтому наш интерес к этой технологии усилился многократно.
В начале 2023 года группа «Самолет» планирует приступить к реализации пилотного проекта, который сможет наглядно продемонстрировать все преимущества технологии стального строительства.
Сталь и железобетон: в чем разница
Глобальная идея применения стального каркаса строится на двух основных преимуществах: во-первых, это снижение себестоимости строительства, во-вторых — сокращение его сроков.
— Ключевое преимущество стального каркаса — это, конечно же, скорость, — подтвердил Михаил Соколов. — Мы уже видим, что возведение здания без отделки может ускориться до двух раз. В полном цикле строительства сроки можно будет сократить на 20–30%. Однозначно снизится стоимость фундамента, потому что металлокаркас существенно легче, чем железобетонный. Кроме того, сократится численность рабочих на стройке, потому что монтаж металлоконструкций — это более технологичный процесс.
Проектировщики в свою очередь отмечают, что сама технология предполагает более высокое качество строительства. А это еще один аргумент в пользу стального каркаса.
— Качество строительства повышается, потому что большую часть строительных работ можно перенести со стройплощадки на завод, — объяснил Дмитрий Попов, управляющий партнер Проектной мастерской ITEM. — Сокращение мокрых процессов для нашей страны, где во многих регионах большую часть года холод и зима, — это тоже очень актуальный момент. В минус сорок проводить, например, заливку бетона не получится. А вот монтировать здание из готовых металлоконструкций вполне можно.
Над чем еще надо поработать
В ходе сессии, которую провела компания «Северсталь», все заинтересованные стороны выразили свое желание и готовность развивать стальное строительство. То, что в России есть соответствующие производственные ресурсы, подтвердил и представитель завода металлоконструкций.
— На данный момент в России более 1200 предприятий, которые изготавливают металлоконструкции, — рассказал Евгений Ширманов, коммерческий директор по инфраструктурным проектам ГК «Венталл». — Из общего объема выпуска конструкций строительного назначения, а это порядка 4 млн тонн, чуть более половины металлоконструкций предназначены в том числе для строительства жилых домов. Довольно большой объем мощностей, которые есть в Российской Федерации, недозагружены. У нас действительно есть ресурс, чтобы включиться в индустрию многоэтажного строительства жилых домов на металлокаркасе. Даже если мы пустим топ-10 заводов на полную мощность, получим дополнительно 306 тыс. тонн металлоконструкций, а это соответствует примерно 5 млн кв. м жилья.
Причины, которые пока тормозят массовое внедрение стального каркаса в жилое строительство, во многом связаны с тем, что все бизнес-процессы и логистические цепочки застройщиков заточены на железобетон. Кроме того, отрасли не хватает квалифицированных кадров.
— Специалисты не умеют проектировать на металле, и именно поэтому в Ассоциации развития стального строительства очень много внимания сейчас уделяется подготовке профессионалов, — рассказал Юрий Веселов, руководитель направления «Техническое регулирование» компании «Северсталь». — Создан новый учебник по стальным конструкциям, по проектированию. Большая работа ведется с вузами, проводятся профессиональные конкурсы. Поэтому в ближайшем будущем кадры будут появляться. Отрасль получит необходимый потенциал.
Что ждать в будущем
Государством поставлена амбициозная цель по объемам жилого строительства, но специалисты отмечают, что добиться заявленных 120 млн кв. м в год без новых технологий практически невозможно. И применение стального каркаса поможет обеспечить те необходимые 30 млн, которых пока не хватает. Со своей стороны государство также обещает обеспечить поддержку девелоперам, готовым строить здания на стальном каркасе — быстрее, дешевле и качественнее.