Разговоры о том, чтобы присоединить к Екатеринбургу четыре спутника и сделать из него супергород, ходят последние двадцать лет. Накануне на площадке форума 100+ TechnoBuild экс-мэр Аркадий Чернецкий рассказал, что мы уже готовы к этому — как минимум потому, что в Верхнюю Пышму запустили междугородний трамвай.
Публикуем колонку, в которой бывший градоначальник объясняет, почему соседние города не стоит считать самостоятельными и зачем нужно всё объединять под одной крышей.
Когда в 2003 году появился проект Большого Екатеринбурга, его не реализовали по политическим мотивам. В 2010 году его не осуществили, потому что кому-то что-то не понравилось. Однако сейчас всем уже очевидно, что мы живем в едином городе. Я уже не раз рассказывал, как это бывает, когда в Сочи встретишь кого-нибудь из наших краев.
«Спрашиваешь: где живешь? Он говорит — в Екатеринбурге. А где конкретно? — Ну в Пышме! И в его сознании эти два города уже срослись»
Из больницы одного города везут в другой, люди живут в одном, а работают в другом, все на шопинг ездят в Екатеринбург. Это уже единый организм, который позволяет по масштабу занять третье место в стране и, может быть, претендовать на соответствующее отношение федеральной власти. Надо только палец о палец ударить и пройти через организационные моменты, чтобы воплотить проект. Как его назвать — это уже дело двадцать второе.
Говоря про Большой Екатеринбург, я имею в виду сам Екатеринбург, Верхнюю Пышму, Березовский, Арамиль и Среднеуральск, без гулливерских замахов на Ревду и Сысерть. Это территории, которые практически срослись между собой. Они имеют единые рынки жилья, услуг и работы. Для примера: людям, которые живут на Эльмаше, доехать до Верхней Пышмы проще, чем до Химмаша.
Мы все привыкли к расхожему тезису: «Не нужно рассредоточивать ресурсы». Допустим, существует пять городов, пять администраций, перед каждой стоят свои задачи, в том числе по строительству жилья. Вопрос: разве два-три города не могут найти новую площадку, обеспечить ее инфраструктурой и дорогами, вложиться в нее и развивать? Это будет востребовано. У нас разве для этого нет места?
Наш градостроительный потенциал измеряется миллионами квадратных метров. При сегодняшней рождаемости и уровне миграции нам понадобятся десятилетия, чтобы заполнить это пространство.
С инженерными сетями такая же история. Мы от одной ГРЭС тянем трубу черт знает куда, хотя есть источники поближе. Но они оказываются в другом муниципалитете.
Такая же история с мусором, когда не знаем, куда шарахнуться, пытаемся делать несколько полигонов. То же самое с очистными сооружениями.
И вот самый простой пример: есть улица Проезжая. Назрела необходимость ее отремонтировать. Кто ею будет заниматься? Екатеринбург? Березовский? Для города-спутника это неподъемная ноша. Областной бюджет рассматривает этот вопрос как внутригородской, потому что нет разрывов между городами. А Екатеринбург и Березовский так притерлись боками, что ни одного метра между ними нет. И таких примеров много.
Но даже если не делать единого муниципалитета, можно формализовать отношения между соседними с Екатеринбургом городами. Не делать единый бюджет, а создать единую программу с целевым финансированием.
Согласны с автором?
Последнее время всё больше разговоров о том, чтобы что-нибудь к чему-нибудь присоединить. Недавно возникла идея провести референдум о присоединении Катайска к Свердловской области. В соцсетях появилось сообщение, что жители города устали чувствовать себя «изгоями» и собираются отсоединиться от Курганской области. Глава района был «удивлен наглой ложью, что развитию района не уделяется внимание». Почитайте, что об объединении думают читатели E1.RU.