Приграничный Белгород регулярно появляется в новостях из-за обстрелов, пожаров и взрывов. Сводки о пострадавших и погибших, поначалу шокировавшие горожан, становятся для них ежедневным фоном. Но каково идти по городу, в котором в любой момент может прозвучать взрыв? Как жители справляются с паникой и что думают об атаках? Всё это E1.RU рассказала белгородчанка Валерия (имя изменено. — Прим. ред.).
В последнее время город обстреливают особенно часто. Последнюю неделю девушка ведет статистику, чтобы понимать, когда и чего бояться. Оказалось, что первая партия ударов стабильно приходится на промежуток с 12 до 14 часов, вторая — с 18 до 19. Каждый раз Валерия слышит от 5 взрывов. Зачастую под обстрелы попадают приграничные сёла, однако, даже находясь в центре Белгорода, Валерия слышит грохот.
— Как будто это происходит прямо надо мной. Первые «хлопки», безусловно, напугали, но не так уж сильно. Поначалу никто не воспринимал это всерьез, во все эти ракеты и взрывы вообще сложно поверить. А дальше была паника. Резко начали скупать сахар, в магазинах остался один рафинад. Но потом страх притупился. Я, наверное, просто привыкла к этому постоянному грохоту, — говорит Валерия.
Город пытается подстроиться под новые условия. Детей сначала перевели на дистант, а после и вовсе пораньше отправили на каникулы. Над Белгородом работает ПВО, однако разрушения всё равно происходят.
По словам девушки, общие настроения — беспокойные. Так или иначе, из-за атак переживают все. Часть при этом поддается панике, другая часть — старается жить обычной жизнью. На вопрос о том, на кого жители злятся больше: на украинские власти или на российские, Валерия не смогла ответить.
— Со стороны Украины идут обстрелы. Со стороны России... Даже если не говорить про действия страны, только про отдельно взятый Белгород — я не ощущаю себя защищенной. Мы не знаем, когда бахнет и куда попадет. Живем как на пороховой бочке.
«Мой папа, когда пытается быть оптимистом, говорит: "Если слышно, значит живы"»
— Страшно из-за неизвестности, мы не понимаем, что ждет нас дальше. Очень жаль погибших ребят, — поделилась девушка.
Из Белгорода, по словам Валерии, еще в феврале уехало немало жителей, теперь бегут еще больше. Однако всегда остаются те, кто не планирует покидать город — потому что ехать просто некуда. Даже в приграничных селах, из которых давно эвакуировали людей, до сих пор остаются жители.
— У многих там скот, они не могут просто всё оставить и уехать. Это их дом, в котором они прожили всю свою жизнь. Паники как таковой в Белгороде нет. Но отсюда стараются увезти детей, если есть такая возможность, — объяснила Валерия.
Как ей кажется, обстрелы действуют на горожан двумя противоположными способами. Половина людей обозляется и ожесточается, пока другая половина всё сильнее боится. Также расходятся и мнения по поводу спецоперации.
— Многие настроены негативно и к ВСУ, и к мирным украинцам, они думают только о себе. Но другие беспокоятся и за нас, и за людей по ту сторону границы. Лично я переживаю за наш город, наших жителей, наших военных. И, конечно, не меньше меня волнуют жизни мирных украинцев. Для меня они — просто заложники событий.
«Многие белгородцы понимают, что если случится что-то крупное, то бежать будет некуда. Другие паникуют. Кто-то даже собирает сумку "на всякий случай"»
По соцсетям регулярно расходятся фото и видео разрушений и пожаров, которые следуют за обстрелами. В пострадавшие районы ездит губернатор, он отчитывается о помощи раненым и восстановлении домов.
— Нам очень повезло с [главой Белгородской области Вячеславом] Гладковым, по-моему, он делает всё возможное. Но, к сожалению, продолжают появляться пострадавшие и даже погибшие. Для меня одним из самых ужасных дней стало 3 июля. Я проснулась посреди ночи от страшных звуков. Когда встала с кровати, я поняла, что меня бьет дрожью, в ответ на каждый взрыв я накрывала голову руками и садилась на корточки. В ту ночь никто не спал, всем было страшно. Люди выходили из домов, пытались понять, что происходит. В итоге несколько домов пошли под снос, погибли люди... На то место до сих пор приносят цветы и игрушки. Я не могла поверить, что такое возможно в центре города, рядом с моим собственным домом, — рассказала Валерия.
Прочитайте также подробный репортаж из Белгорода. Хроника приграничной области выглядит пугающе. Так, 6 октября белгородские города и сёла обстреляли более шести раз за день, была ранена 16-летняя девушка. 13 октября был серьезно поврежден жилой дом, 14-го — подстанция, а 15-го — загорелась нефтебаза.