Из Свердловской области должны призвать по мобилизации около 9700 человек. Численность современного Оренбургского казачьего войска, штаб которого находится в Екатеринбурге, составляет примерно 15 тысяч человек, весомая часть из которых приходится на нашу область.
Исторически казаки охраняли границы России и шли воевать в первых рядах, кроме совсем старых и юных. А что сейчас? Как проходит у них мобилизация, сколько уже из них побывало на фронте и отправятся ли все уральские казаки на Украину? На эти и другие вопросы нам ответил начальник штаба Егор Кисляков.
Оренбургское войсковое казачье общество (атаман — казачий генерал Владимир Романов) включает семь отделов: два в Свердловской области, два в Челябинской и по одному в Оренбургской, Курганской областях и в Башкирии.
— Как у вас проходит частичная мобилизация?
— Казаки являются такими же гражданами Российской Федерации, как и все остальные. Поэтому им так же направляются повестки во всех городах, где у нас есть казачьи общества. Они приходят на призывные пункты, вместе с другими мобилизованными, согласно законодательству. Отдельно казаков не собирают.
Некоторые приходят без повестки и предлагают свою помощь. Это вызвано тем, что казаки исторически в первую очередь являются воинами. Всё остальное: культура, литература и прочее — это для нас уже вторично. Мы ориентированы на военную службу. У многих из нас уже есть опыт участия в различных военных кампаниях. Некоторые уже имеют статус ветерана боевых действий. Для них это не является чем-то новым.
— Сколько всего уже призвано казаков и сколько пошло добровольцами у нас в области?
— Конкретные цифры мобилизованных имеются, но я не хочу разглашать их, потому что считаю, что эта информация ограниченного доступа.
Если говорить о добровольцах, то с первых месяцев спецоперации у нас создано семь добровольческих казачьих отрядов: «Кубань», «Ермак», «Таврида», «Терек», «Дон», «Тигр» и «Платов» общей численностью семь тысяч человек. Они мужественно ведут борьбу с укронацистами на Харьковском, Запорожском, Херсонском и Донецких направлениях.
Мы оказались готовы к мобилизации. В этом году уже проходили военно-полевые сборы, в том числе на территории Свердловской области в одной из боевых частей. Там казаки-инструкторы, которые прошли спецоперацию, делились своим опытом. Прошли боевые стрельбы, метание гранат, вождение техники. Участие в таких сборах является для казаков обязательным.
— Это по России, а что по нашей области?
— Если говорить по нашим, то 20 сентября пятый отряд оренбургских казаков вернулся из зоны СВО. Бои вели на Харьковском направлении. На смену им 3 сентября на Украину был отправлен большой отряд тоже оренбургских и волжских казаков, которые продолжат воевать в составе батальона «Ермак». Этот обновленный отряд прошел два этапа боевого слаживания в Оренбургской, Самарской и Ростовской областях.
Всего для отряда «Ермак», начиная с февраля 2022 года, было подготовлено и отправлено уже шесть групп добровольцев. Некоторые из них уже отмечены наградами. Например, медалью за отвагу был награжден казак станицы «Камышловская» пятого отдела «Исетская линия» Виктор Зотов, начальник медицинского пункта батальона 239-го гвардейского Оренбургского казачьего танкового полка.
— Только казаков берут в такие добровольческие отряды?
— Не обязательно. Кандидаты — мужчины до 60 лет, отслужившие в армии. Это могут быть люди, которые не подпадают под критерии частичной мобилизации по возрасту и военно-учетным специальностям. Может быть, где-то со здоровьем не так. Их не берут в военкомате напрямую, но есть возможность присоединиться к казачьему отряду. И люди обращаются, потому что у нас есть определенный кодекс чести.
Основное правило — это «сам погибай, а товарища выручай». То есть стараемся любой ценой вытащить раненого, помочь своему товарищу. Чувство взаимовыручки идет от тех далеких времен, когда казаки всегда служили вместе. Из одного хутора, из одной станицы. И поэтому они понимали: если ты бросишь в бою своего товарища, то как ты придешь домой и будешь смотреть в глаза его родственникам, его семье?
Я обращаю внимание, что у нас добровольцы заключают контракт (договор) с Министерством обороны, потому что это определенные социальные гарантии, стабильность и хотя бы понимание того, где человек будет находиться. Мы не наемники и не ЧВК. Это наша принципиальная позиция.
— В добровольческих отрядах выплачивается жалование?
— Безусловно, финансовая мотивация — это не главное для казаков, но мы понимаем, что у людей остаются семьи, их надо как-то кормить. У кого-то кредит, да. Поэтому, разумеется, денежная выплата предусмотрена, от 205 тысяч рублей. Плюс, надо понимать, что есть такое понятие в армии, как воинское звание, воинская специальность, и такие выплаты тоже есть. Всё это делается на основании договора с Министерством обороны. Договор они заключают сразу на три месяца.
— Какую-то подготовку перед отправкой они проходят?
— Каждый отряд проходит подготовку в несколько ступеней. Индивидуальное, групповое слаживание в обязательном порядке. Суть подготовки — это не просто пострелять и поводить технику. Войны меняются, и казаков учат новым способам и методам их ведения. С использованием беспилотных летательных аппаратов и так далее, это тоже обязательно
— На Украине тоже есть казаки. Получается, у нас казаки воюют с казаками?
— Мы, казаки России, защищаем свою Родину, Отечество. Для нас вот это важно. По поводу украинских казаков я ничего вам сказать не могу. Мы — это мы, а что там у них…
— Простите, если глупый вопрос. Почему абсолютно все наши казаки сейчас не там, на защите Отечества?
— Казаки принимают участие в СВО — и успешно. Может, об этом не так активно говорят в СМИ. Уже более 7000 человек со всех отрядов едут, и эта цифра постоянно увеличивается. Число казаков, которые приняли участие в спецоперации, неуклонно растет.
— Читатели спрашивают: а все казаки разом не могут поехать? Тогда, может, и мобилизацию не пришлось бы проводить в области.
— Есть понимание, что их периодически нужно менять, этих ребят. Понимаете? Одни приезжают, на смену им едет другая партия добровольцев. Кто-то уходит в отпуск, кто-то возвращается по семейным причинам и не перезаключил контракт. Вместо него идут другие. Кто-то, к сожалению, погиб, кто-то ранен и проходит лечение. Ротация обязательно должна быть. Если у граждан есть какие-то вопросы, мы готовы отвечать на любые. И если кто-то захочет принять участие в составе того же отряда «Ермак», пожалуйста. Наш телефон: (343) 287–92–19; почта: shtab@atamanovko.ru.
Ранее мы публиковали советы ветеранов горячих точек о том, как выжить во время спецоперации.
Частичная мобилизация в России была объявлена 21 сентября. Всего призвать планируют около 300 тысяч человек со всей страны. Почитайте, будут ли патрули ДПС и ППС ловить уклонистов от мобилизации.
Мы объясняли, дает ли утеря военного билета право на отсрочку по мобилизации и какие вещи надо брать с собой в пункт сбора. Почитайте также, что стали массово скупать екатеринбуржцы в оружейных магазинах.
Все новости о частичной мобилизации мы собираем в специальном разделе.