В России обсуждают возможную мобилизацию населения после заявления главы Чечни. 15 сентября Рамзан Кадыров сказал, что регионам «не нужно ждать объявления Кремлем военного положения» или, наоборот, «отсиживаться в ожидании окончания СВО на Украине», и призвал к «самомобилизации».
Свердловский губернатор Евгений Куйвашев накануне в беседе с журналистом E1.RU не опроверг и не подтвердил возможность «самомобилизации» в регионе.
— Это очень серьезный вопрос, к этому нужно очень серьезно готовиться, — пояснил Куйвашев.
Идею Кадырова о «самомобилизации» регионов поддержал ряд губернаторов — нижегородский, кемеровский, магаданский, курский, крымский, воронежский и другие.
Эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин подтвердил в разговоре с E1.RU, что официально мобилизацию может объявить только президент России. Предложение устроить «самомобилизацию» в регионах — это, по его мнению, скорее способ привлечь внимание, чтобы большее количество мужчин вступали в ряды армии в качестве добровольцев.
— Есть инициативы на местах от жителей страны. Они реагируют на сложившуюся ситуацию, наполняют новым смыслом лозунг «Народ и армия едины». Это важно. Что касается оформления законодательства или разъяснений, федеральные власти отреагируют и выскажут свою точку зрения. Но нельзя не учитывать желание людей вступать в добровольческие батальоны, — считает Кошкин. — Там очень хорошие условия, есть контракты на несколько месяцев, все получают деньги вовремя — всё создано для того, чтобы герои, готовые защищать страну, могли вступить в армию. А «мобилизация» — это слово, которое используют для привлечения внимания.
Политтехнолог Константин Калачев также считает, что «самомобилизация» — это попытка собрать добровольцев.
— Желающие вступить в армию есть, среди них много безработных, людей, которые потеряли перспективы в жизни, неприкаянных. Среди тех, кто идет добровольцем, есть искренние ультрапатриоты, есть просто искатели приключений, готовые в кого-нибудь пострелять, и есть те, кого на службу толкает безнадега, — считает Калачев.
«Губернаторы стараются отличиться, призывая население вступать в эти батальоны»
— Во всём можно найти свои плюсы. То, что происходит сейчас, лучше, чем мобилизация военнообязанных или отправка на Украину срочников. Если люди сознательно готовы рисковать своей жизнью, это их решение, — добавил политтехнолог.
Константин Калачев считает, что название «мобилизация» для того, о чём говорит Кадыров, — это пиар-ход.
— Есть вещи, которые носят то же название, но с законом не имеют ничего общего. Референдум может быть не референдумом, а мобилизация — не мобилизацией. Кто сейчас обращает внимание на букву закона? Многие вещи, которые происходят в последние полгода, находятся за пределами законодательства, — пояснил он. — Инициативу губернаторов можно назвать мобилизацией или набором добровольцев, сейчас это не столь принципиально для региональных властей, специальная военная операция меняет правила. Надо привыкать, дальше будет только хуже.
Мобилизация по закону предполагает не только призыв запасников — экономика и государственная инфраструктура должны перейти на военное положение. По словам политтехнолога, мобилизацию вряд ли объявят официально в ближайшее время.
— Реальная мобилизация крайне маловероятна, потому что может в корне изменить отношение населения к спецоперации. Как только это коснется людей, которые занимают позицию наблюдателя, противников станет гораздо больше, — считает Калачев.
Тем временем 20 сентября депутаты Госдумы единогласно приняли законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ. В частности, в кодекс ввели понятия «мобилизация», «военное положение», «военное время», ужесточили наказание за дезертирство и отказ от выполнения приказа, а также ввели наказание за мародерство и сдачу в плен.
— Сегодня много достаточно аннотаций, что принят закон о мобилизации. Нет. То, что касается настоящего закона, — мобилизация в стране не объявлена. Ужесточение имеет место только в период военного времени, военного положения. Когда ситуация более стабильная, то указанные меры жесткие, достаточно жесткие, применяться не будут, — заявила один из разработчиков документа, сенатор Ольга Ковитиди в эфире телеканала «Россия 24».
Ранее мы рассказывали, кто подлежит мобилизации и при каких условиях ее могут объявить. В сентябре уральских резервистов и запасников начали призывать на военные сборы.