Город мнение «От зданий остались только фасады!»: как уничтожают и сохраняют архитектуру в Екатеринбурге

«От зданий остались только фасады!»: как уничтожают и сохраняют архитектуру в Екатеринбурге

Ольга Павлова объяснила, почему старые здания всё еще нужны городу

Ольга Павлова приводит реальные примеры эффективной работы с наследием

Исторические здания в центре Екатеринбурга можно пересчитать по пальцам. Речь об объектах, которые сохранились в первозданном виде. Особняки, которым повезло избежать ковша экскаватора, часто теряют классический облик, а иногда от них остаются лишь стены, ведь ремонтировать и восстанавливать обычно дороже, чем сносить. Жительница Екатеринбурга, журналист Ольга Павлова доступно объяснила, почему нельзя закрывать глаза на уничтожение архитектурного наследия. Публикуем ее колонку.


Что осталось от истории?


Что осталось от трех зданий на площади 1905 года? По сути — только уличные фасады. Дом городского головы Максима Коробкова, дом семьи Жиряковых и бывший Торговый дом оренбургского купца Александра Захо вот уже больше 13 лет значатся под одним адресом: Ленина, 25, «ТЦ Европа».

Я продолжаю популяризировать эффективную работу [по сохранению] наследия и делиться своим непопулярным мнением о возможностях старых зданий. Я нахожу примеры того, как метод приспособления здания под современное использование, пусть даже реализованный далеко не безупречно, позволяет наследию не только сохраниться, но и дать возможность окупать свое существование и еще приносить прибыль. Ничего стыдного в этом, конечно же, нет. Однако такая риторика практически не ведется.

«Старые здания в основном у нас — герои грустных историй с назидательным тоном а-ля "а могли бы открыть тут такой музей!"»

При этом пишущие, как правило, далеки от понимания и экономики функционирования музея, и оплаты счетов, и прочих земных и не сентиментальных реалий.

Посмотрите, как раньше выглядело это место — и как сейчас

Соединили прошлое и современность


В начале августа я провела прогулку по пространствам с двухсотлетней историей, которые сегодня являются частью торгово-делового центра «Европа». Любопытное наблюдение: то новое, что появилось в «Европе» 13 лет назад (весь так называемый внутренний объём), уже сегодня не выглядит особенно современным. Об этом в том числе говорили мои гости во время прогулки вокруг здания. То есть новое устарело быстро, оно было с художественной точки зрения неравноценно старому (это не Норман Фостер). Зато то немногое подлинное, что было сохранено, не только морально не устарело, но и стало центром, вокруг которого выстраиваются буквально все смыслы нового пространства. Здесь у администратора можно купить книгу с историей здания, гостям рассказывают о прошлом места, и даже маркетинг во многом опирается на многовековые торговые традиции.

Мы зашли в гости к одному из первых арендаторов «Европы» — в риелторскую группу «Капитал». Компания занимает офис без окон — таких помещений в новой части «Европы» немало, и все востребованы. При этом офис хозяйка называет «рабочей лошадкой», бизнесмены предпочли его помещениям в других деловых центрах с шикарным видом. После работы Ольга танцует здесь же, в танцевальной студии, уже с видом на весь город. И еще она предлагает своим гостям полистать книгу об истории зданий по нынешнему адресу: Ленина, 25. Оказывается, такая книга есть у всех арендаторов.

Старинная усадьба Коробкова превратилась в современный деловой центр

Двухсотлетняя кирпичная стена


Потом мы прошли через выставку архитектурных кадров Максима Лоскутова (недавно здание стало еще и выставочным пространством) в конференц-зал с кирпичной кладкой. В пустой зал, где не было ничего, кроме этих кирпичей, гости буквально кинулись, чтобы рассмотреть их и сделать фотографии — двухсотлетняя кирпичная стена в родном городе, оказывается, может произвести такой эффект. Потом мы вышли на улицу и перешли на другую сторону проспекта Ленина, чтобы сравнить исторические фасады с изображениями на старинных фото — и почти все с удивлением признались, что даже не замечали асимметричности здания. «Мы годами изо дня в день ходим мимо исторических домов и совсем не видим их», — говорили люди.

Старинная кирпичная стена сохранилась внутри конференц-зала

Затем мы пошли в компанию «Астон», которая в «Европе» сравнительно недавно, но, кажется, тоже всё серьезнее подсаживается на историческую тему, даже новые квадратные метры продавая с опорой на историю города. Компании здесь приятно находиться, приглашать сюда клиентов для выбора квартир.

И под конец прогулки мы оказались в стоматологии «Скульптура Чарли». Я много раз в дискуссиях о якобы невозможности размещения в старых зданиях современных технологичных пространств, особенно медицинских, приводила в пример эту клинику. Местные врачи доказывают, что наследие позволяет работать технологиям, и охранный статус здания не стал препятствием для размещения самого современного оборудования.

Вы удивитесь, но это фото сделано в стоматологии. На знаменитой чугунной лестнице экскурсию встретила главный врач Наталья Уряшева

«Кроме фасадов ничего не осталось»


Пока готовилась к авторской прогулке, я освежала в памяти многочисленную критику проекта приспособления здания «Европы»: справедливо негодовали общественники по поводу уничтоженных печей и по поводу огромного стеклянного объема, выросшего над купеческими домами. Но о том, в каком виде оказалось здание к началу 2000-х, ведь тоже нельзя забывать. В советские и постсоветские годы к наследию относились довольно пренебрежительно: например, чугунная лестница была выкрашена в синий цвет на манер советских подъездов, а чугунные чаши были заполнены окурками…

Да, проект приспособления не был идеальным. Но и не делать ничего вообще, наверное, было уже нельзя. Всегда велик риск скатиться к тезису «сохранить равно не трогать», я же поддерживаю противоположный подход «сохранить — дать новую работу зданию и приспособить его для новой функции». Да, люди, занимающиеся приспособлением наследия, совершают ошибки, но даже при том, что многие проекты далеки от безупречных, даже в этих условиях — наследие работает!

От зданий на Ленина, 25, кроме фасадов действительно почти ничего не осталось, но даже они умудрились стать центром новой жизни. Вокруг памяти этого места пытаются выстраивать свои смыслы сегодняшние обитатели. Здесь всюду звучит, что на этом месте всегда была торговля — это чистая правда. Причем не просто торговля — продавались передовые для своего времени, дефицитные, ценные товары. Здесь было место деловых людей — знаменитые городские предприниматели жили тут или арендовали площади. А еще на Ленина, 25 оказывались значимые услуги, было место сосредоточия профессионалов: юристы, полиграфисты, медики.

Ольга уверена, что старинные здания можно удачно вписать в современность и использовать не только в качестве музеев

Городу нужны правила, чтобы сохранить наследие


Здание «Европы» в очередной раз транслирует, что у нас в городе нет работающей программы, нет правил работы с наследием и — что не менее важно — нет общественного договора по поводу сохранения наследия. «Нам не очень нравилось, как была проведена реконструкция, но с годами мы привыкли», — сказали мне экскурсанты. И, возможно, после прогулки они иначе посмотрят на новую жизнь наследия. Здание-то (ну или то, что от него осталось) в заботливых руках, оно востребовано, оно даже любимо, им гордятся, оно вдохновляет. Возможно, если бы программы по наследию ориентировались на предпринимателей, им было бы выгодно сохранить больше. Ведь даже то малое, что осталось от комплекса зданий на Ленина, 25, работает!

И это, на мой взгляд, довольно показательная штука, особенно если мы посмотрим на здание напротив, на четной стороне Ленина, где, казалось бы, та же задача стояла — сохранить уличный фасад исторического «Пассажа». Формально это было сделано. Но мы все хорошо видим разницу — фасад, который работает, вдохновляет и держит вокруг себя огромное сообщество против фасада, который просто замурован в новой стене.

Соседнему «Пассажу» сохранить историю фактически не удалось

Согласны с автором?

Да
Нет

Подробнее об истории здания «Европы» мы рассказывали здесь. Советское поколение помнит его по книжному и мебельному магазинам, а до революции екатеринбуржцы приходили сюда за часами, полотном и салом.

Посмотрите также, как изменился центр Екатеринбурга после реконструкции «Пассажа». Втиснутый на маленькую территорию ТРЦ кажется гигантским даже в сравнении с мэрией, не говоря уже о других зданиях исторического центра.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
31
Форумы
ТОП 5
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Многим девушкам тут нравится»: как россиянка работает в стрип-клубе — откровенная история
Анонимное мнение
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент Е1.RU
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления