Екатеринбург зарастает надувными куклами. Речь о назойливой рекламе, которую устанавливают вдоль проезжей части и на самых оживленных тротуарах, выводя из себя прохожих.
— Достали уже со своей рекламой, куда ни глянь в городе — везде реклама. Она только раздражает, а не вызывает желания что-то покупать, — жалуется читатель E1.RU.
Наш фотокорреспондент Владислав Лоншаков прогулялся по Екатеринбургу в поисках надувной рекламы и сильно удивился, когда счет находок перевалил за десяток. Мы собрали целую коллекцию рукомахов (так правильно называются эти конструкции), а еще поговорили с маркетологом о том, почему бизнесмены так любят их.
Чаще других такую рекламу использует магазин электроники DNS. Надувные инопланетяне то сидят на крыше, то дежурят у входа.
— Инопланетянин — это маскот, то есть персонаж бренда, — объясняет маркетолог, преподаватель УрФУ Тамара Поспелова. — Он отсылает к хай-теку, чему-то скоростному, высокотехнологичному. Этот образ подходит магазину электроники.
Раздражает? Отлично!
По словам Тамары Поспеловой, эту рекламу бизнесмены любят за эффективность. Чем больше внимания она привлекает — тем лучше.
— Массовая аудитория реагирует на любые раздражители: яркие цвета, громкую музыку, — говорит эксперт. — Боковое зрение автоматически заставит голову повернуться — разобраться, что это такое. Возможно ты не целевая аудитория компании, но ты заметишь ее рекламу. Это эффективная, но разовая история — она позволяет заработать, но не получить постоянную аудиторию. Такая реклама привлечет только импульсивных покупателей, которые никому не расскажут о бренде, не порекомендуют его и не закажут доставку.
Маркетолог объясняет, что работают такие куклы только короткое время: после 2–3 проездов мимо человек перестает реагировать на них. Трех летних месяцев для них вполне достаточно для привлечения трафика, а после рекламу могут спрятать до весны.
Чаще всего куклы ставят у заправок и автомоек, а еще у закусочных, которые заинтересованы в мимолетной аудитории: зашел, сделал заказ и, возможно, никогда больше не вернулся.
Заказчикам такой рекламы эксперты советуют хорошо продумать персонажа. Он должен перекликаться с брендом, доносить его ценности.
— Часто встречается реклама, в которой персонаж никак не связан с самой компанией. Например, человек-морковка, зовущий в аптеку, или мужчина, приглашающий на автомойку. Это убийство ценностей с точки зрения восприятия бренда, — объясняет Тамара Поспелова.
Это вообще законно?
Мы попытались выяснить, а законно ли ставить такую рекламу в Екатеринбурге. В МУГИСО объяснили, что под категорию наружной рекламы рукомахи не подпадают, ведь это не стационарные конструкции, а малые архитектурные формы, которые легко можно убрать или переставить. А значит, получать разрешение для их установки не нужно.
Председатель комитета благоустройства мэрии Тамара Благодаткова же ответила, что рукомахи не подпадают под категорию малых архитектурных форм. В пресс-службе отметили, что согласовывать размещение таких конструкций нужно с владельцем земельного участка. Получается, если сам магазин не против, он легко может раздуть у себя любую рекламу.
Впрочем, далеко не всегда наружная реклама раздражает. Этой весной, например, в Екатеринбурге на медиаэкранах крутили картины местных художников. Так в уральской столице поддержали федеральный проект Art on Billboard Museum. Ранее E1.RU запускал подобный проект — мы размещали на баннерах рисунки детей.
Рынок наружной рекламы заметно просел в конце 2020 года — из-за пандемии от работы агентств отказалась половина заказчиков, выручка у рекламщиков упала на 65–70%. А многие баннеры на улицах города завесили белыми полотнами.