Часто ли вы поднимаете голову, проходя мимо администрации Екатеринбурга? На самом верху можно разглядеть ее хранителей — 16 статуй, которые расставлены по крыше здания. Мало кто видел эти фигуры вблизи, но репортерам E1.RU удалось забраться в их обитель. Рассказываем и показываем, кто свысока смотрит на город уже 75 лет.
Рабочий и колхозница
Исполинские фигуры появились на здании ратуши вовсе не во время ее строительства, а в ходе реконструкции, которая началась в 1944 году. Тогда на здании было решено построить дополнительные этажи, а также башню с часами и шпилем по проекту архитектора Голубева.
— Здание (ныне мэрии) было построено в 30-е годы, позднее в него переехал горсовет, — объясняет историк Евгений Бурденков. — В 1944 году архитекторы начали первые работы по реконструкции. В итоге получилось здание в неоклассическом стиле: лепнина, герб над входом и различные украшения. Верхушку решили украсить статуями.
Никто точно не знает, были ли у статуй реальные прототипы — живые люди, которые вдохновляли мастеров. Историки склоняются к версии, что всё это — вымышленные образы.
— 16 фигур подчеркивают сталинский ампир — стиль, в котором выполнено здание мэрии, — объясняет Евгений Бурденков. — Статуи являются собирательными образами советского человека. Но обозначают, скорее, не профессии, а явления: грамотность, промышленность, искусство...
Вот кого нам удалось разглядеть на крыше администрации Екатеринбурга:
рабочий;
колхозница;
спортсмен;
ученый;
музыкант;
строитель;
шахтер.
Некоторые профессии дублируются, например, среди статуй — двое рабочих и четыре колхозницы.
Известно, что над персонажами работала целая группа авторов. Например, Маргарита Заскалько создала образ колхозницы, которая держит в руках охапку колосьев. Она же сделала львов, украшающих лестницу у оперного театра.
Изначально газеты Свердловска писали о планах поставить на крышу 12 статуй, но позднее их число выросло до 16. Те скульптуры, которые мы видим на мэрии сейчас, — не те же самые, что стояли в середине XX века: суровая уральская погода активно разрушает фигуры, так что скульптурам пришлось несколько раз проводить их реконструкцию.
— Примерно в 2010 году скульптуры реконструировали, теперь они металлические, — объясняет Евгений Бурденков. — В 1940–1950 годах подобные статуи можно было встретить везде: в парках, скверах. Для людей того времени они не были необычными. Зато сейчас это, возможно, единственные скульптуры того времени в Екатеринбурге.
Куранты Свердловска
Городские газеты писали, что специального для отделки здания исполкома Свердловского горсовета была создана скульптурно-художественная мастерская. Рабочим пришлось повозиться не только со статуями, но и с часами, которые решили вмонтировать в башню со шпилем.
«Сначала предполагалось сделать часы с колокольным звоном. Из Свердловска разослали гонцов по области. Настоящие колокола, с бархатным, "малиновым" звоном нашли только в оперном театре. Но там их давать наотрез отказались — они нужны были для постановки оперы "Иван Сусанин"»,— писала местная газета.
От идеи часов с колоколами пришлось отказаться. Но вскоре архитекторы нашли куранты с приятным, мелодичным боем. Монтировать их приезжали сотрудники Московского инженерно-физического института. А механизм боя и динамики, которые усиливали звук, установили мастера Свердловского треста часофикации.
Кстати, мы уже поднимались в башню, чтобы узнать, как работают главные часы города, и поговорить с хранителем времени — Виктором Петровичем Ворончихиным. Как устроены куранты, можно подробнее прочитать здесь.
Образы из прошлого и сейчас вдохновляют жителей Екатеринбурга. Здание администрации города — один из самых популярных сюжетов туристических открыток, без него не обходятся и заставки фильмов о городе. И, конечно, его обожают художники. Например, мы показывали здание мэрии на картинах художницы Альфии Шайхуловой (девушка написала его маслом).
А летом 2022 года городская ратуша вдохновила на эксперименты барменов Double Grill & Bar: они создали коктейли в честь статуй, которые украшают крышу. Каждой фигуре придумали легенду и имя. Например, для шахтера Геннадия приготовили «Межконтинетальный Дайкири» (изначально этот коктейль придумал шахтер на Кубе), а для скрипачки Любы — «Опиум для никого» с кофейным ликером и маковым молоком.
Об истории здания мэрии мы рассказывали во время экскурсии по Театральному переулку, посмотрите — было интересно. Кстати, переделывали в том районе не только нынешнюю администрацию, но и торговый центр «Банковский» — там раскрывали цокольный этаж и превращали окна в двери.
А соседний «Пассаж» и вовсе перестроили — от исторического здания в центре Екатеринбурга ныне осталась только стена. Площадь ТРЦ после работ увеличилась в 10 раз.