Мы заказываем такси, чтобы доехать до пункта назначения быстро и комфортно — но так получается далеко не всегда. Жителям отдаленных районов отказывают в заказах, к милым девушкам лезут с разговорами, а порой на месте водителя и вовсе оказывается опасный лихач. Почему возникают такие ситуации и что в них делать пассажирам?
Наш давний эксперт, водитель такси Владимир разобрал пять самых популярных проблем. На каждую он посмотрел с точки зрения стандартов перевозчика и самих водителей, а также объяснил, что с этим делать пассажирам.
1. Водитель отказывается ехать в непопулярный район
С точки зрения стандартов. Водитель не должен отказываться от принятых заказов. Тот, кто избегает заказа, не думает ни о пассажире, ни о профессиональной этике. Да, программа дает возможность отказа — но ей стоит пользоваться только при технических проблемах — когда, например, у водителя закончилось топливо, он попал в ДТП или проколол колесо.
С точки зрения водителей. Ситуации, когда и правда нужно отказаться от заказа, существуют — и это не только ДТП. Бывает, что у тебя заканчивается смена, нужно сдать автомобиль в парк, ты выставляешь заказ по пути домой — а он оказывается в другую сторону. Не успеешь сдать машину — получишь штраф. Для решения такой проблемы, я считаю, есть цивилизованные методы. Я, например, стараюсь позвонить человеку, объяснить ситуацию, извиняюсь за неудобства и прошу сделать заказ повторно.
Что делать пассажиру? Есть два варианта.
Первый: по просьбе водителя отказаться от заказа. Когда вы выбираете причину, так и напишите: «Попросил водитель». Тогда тому от «Яндекса» прилетит ответочка в виде снижения приоритета, и ему станет поступать меньше заказов.
Второй: не отменять. Пока поездка не закрыта, водитель не сможет продолжить работу. Он будет вынужден либо сам отказаться от заказа, потеряв активность (а чем она меньше, тем вероятнее, что водитель не будет видеть конечную точку поездки). У пассажира при этом заказ висит на исполнении, но он легко может сделать второй заказ. Пока водитель не приедет к нужной точке и не подождет нужное время (как правило, это шесть минут), он не сможет отменить заказ без потерь. Таким образом пассажир вынудит водителя приехать к нужной точке, потерять время или активность и заставит его подумать: может, в следующий раз так вести себя не стоит?
2. Водитель лезет с разговорами
С точки зрения стандартов. В тарифах «Комфорт+» и «Бизнес» водитель может начинать беседу только в ответ на запрос пассажира. Иначе должно быть приветствие, пара рабочих вопросов — и не более. В «Экономе» и «Комфорте» этот вопрос никак не регламентируется.
С точки зрения водителей. Рабочая смена — это 12, а то и 16 часов. Провести их совершенно без общения достаточно тяжело даже для интроверта. Но в приоритете у водителя, разумеется, должно быть создание комфортных условий не для себя, а для пассажира.
Что делать пассажиру? Как правило, достаточно сказать водителю: «Вы не против, если мы поедем в тишине?» Это никого не обидит, а водитель всё поймет. Хотя пассажиркам с этим, наверное, может быть сложнее. Некоторые водители могут идти на беседы в надежде познакомиться.
3. В машине играет какой-то матерный рэп, и вообще в ней воняет!
С точки зрения стандартов. Допускается приятная приглушенная музыка в низком темпе либо, по просьбе пассажира, определенная радиостанция. Другой вариант — тишина. Запрещено ставить в машине ароматизаторы, также водитель не должен использовать парфюм. Всевозможные бутылочки-елочки могут вызывать у пассажира аллергию или просто неприятные ощущения.
Что касается запаха, то водитель обязан регулярно проветривать автомобиль. Особенно — летом. Начиная с «Комфорта», пассажир вправе попросить включить кондиционер. В автомобиле должна поддерживаться температура на уровне 20–21 °C.
С точки зрения водителей. Все мы люди, все мы потеем. Но некоторые водители могут пахнуть хуже других, потому что не включают кондиционер — ради экономии топлива. Однако расход бензина или газа при включенном кондиционере увеличивается незначительно, так что, думаю, это не должно быть причиной отказа от комфортных условий.
Что делать пассажиру? Как говорится, кто за музыку платит, тот ее и танцует. Не нужно стесняться поставить водителя на место, если он включает какие-то неподходящие, а то и неприличные песни. Спросите: «Разве нормально включать такую музыку пассажирам?» Водитель наверняка немного задумается.
4. Водитель ставит отметку «на месте», хотя сам еще едет. А я плачу за ожидание!
С точки зрения стандартов. Разумеется, так быть не должно.
С точки зрения водителей. Не очень умные водители пытаются так заработать несколько лишних копеек. Во-первых, это ужасное неуважение к пассажиру, во-вторых, это просто смешно. Однако для любого водителя рабочее время — это деньги. Зачастую ты приезжаешь и ждешь пассажира шесть-семь минут. Если у тебя 30 поездок в день, то умножаем их на 7 — и получаем 3,5 часа потерянного времени. Это сильно снижает заработок. Так что, чтобы как-то компенсировать это, водители стараются заранее ставить отметку. Хоть я и не считаю это правильным.
Что делать пассажиру? Ставить водителю соответствующую оценку (но, на мой взгляд, не одну звезду). В комментарии к оценке есть свободное окно, объясните там ситуацию. А для того чтобы было доказательство, как только вы вышли и не увидели водителя, напишите ему об этом в чате. Зафиксируйте его отсутствие.
5. Водитель едет слишком быстро и нарушает правила
С точки зрения стандартов. Необходимо полное соблюдение правил дорожного движения. Водитель должен проследить, чтобы пассажир был пристегнут. «Яндекс» автоматически мониторит действия водителя: нарушения скоростного режима, плавность вождения и перестроения, а также обращает внимание на оценки и комментарии.
С точки зрения водителей. Водитель должен помнить, что он несет полную (в том числе и уголовную) ответственность за здоровье и жизнь пассажиров.
Что делать пассажиру? Если водитель не воспринимает просьбы ехать в соответствии ПДД, то можно сказать: «Давайте мы сейчас остановимся, и вы за свой счет вызовете мне новое такси. Ваша манера езды меня не устраивает. Я дождусь и уеду на другой машине». Это должно отрезвить водителя.
В конце хочу обратиться к самим водителям. Если вам ставят плохие оценки, оставляют негативные отзывы, на это нужно реагировать. Когда вы нарушаете ПДД, сервис автоматически это фиксирует, снижает ваш рейтинг, приоритет и количество ваших заказов. Торопиться куда-то будет бесполезно, если заказов будет мало. Так что самое правильное и выгодное — соблюдать ПДД и создавать для пассажира комфортные условия.
Владимир регулярно входит в 1% лучших партнеров «Яндекс.Такси» в нашем городе. Возможно, вам будет интересно прочитать другие его колонки: о том, как и зачем вас оценивают таксисты, и о том, как плохая оценка в приложении может сломать чью-то жизнь, а также о культуре вождения в нашем городе.
Хотите больше узнать о том, как выглядит идеальный клиент такси? Вам точно поможет колонка о пяти типах пассажиров, которые бесят водителя.