Несколько дней назад Екатеринбург шокировало видео, в котором пассажир набросился на водителя с кулаками. Позднее мужчина объяснил это тем, что водитель «довел» и «спровоцировал» его. Горожане горой встали на защиту таксиста. Однако не все его коллеги с ним согласны.
Наш постоянный эксперт, опытный водитель Владимир, уверен, что в ситуации были виноваты двое. Публикуем его личное мнение — как пассажира и как водителя. Сам Владимир подозревает, что его рассуждения не понравятся ни тем, ни другим.
В этом скандале виноваты оба. Решать, кто больше, а кто меньше, я не буду. Но если прочитать оба мнения, отбросить в сторону эмоции и взять факты, то получится следующее.
Разберем позицию водителя
Он находится в своем либо арендованном автомобиле, это его личное пространство, и водитель в нем должен управлять ситуацией. В стандартах работы прописано, что водители такси не перевозят пассажиров, которые что-то пьют или едят. Это напрямую влияет на безопасность. В моменты резкого торможения или, не дай бог, столкновения еда может попасть не туда, куда нужно, а напитки — довести до ожогов.
«Водитель, который садит в автомобиль таких пассажиров, уже берет на себя дополнительную ответственность»
Что важно: водитель имеет право высадить пассажира. Он находится в своем автомобиле, это его имущество, и пассажир не может возражать. Если это, конечно, происходит не ночью посреди леса в разгар январского снегопада. Но после высадки пассажира водитель должен написать в службу поддержки и рассказать, как так получилось.
В каждом заказе водитель может нажать кнопку «Конфликт». Тогда программа начинает записывать происходящее в машине на аудио. Почему водитель не нажал на эту кнопку — большой вопрос. Либо он намеренно хотел скрыть то, что звучало в автомобиле, либо он не знает, как правильно использовать программное обеспечение водителя. Если верно второе — возникают сомнения в том, знает ли он все те стандарты, которым должна соответствовать его работа.
«Стиль вождения у водителя такси должен быть плавным, аккуратным, без резких разгонов и торможений»
Если пассажир дал самостоятельный комментарий, значит, ему было что сказать. Значит, его на самом деле задело произошедшее. Водитель мог где-то что-то не сказать, а что-то и приукрасить. Я уверен в одном: любой водитель обязан принять все меры для того, чтобы конфликт не случился.
Теперь поговорим о пассажире
Как я уже сказал, в автомобиле нельзя употреблять пищу и напитки. Как минимум нужно спросить об этом водителя. Ну а если водитель ведет машину слишком резко или быстро, то пассажир имеет право ему на это указать. Не приказать, не одергивать каждые две секунды, а обратиться в виде просьбы. Подначивать в процессе поездки, комментировать каждое действие нельзя.
Почему? Во-первых, если вас не устраивает поездка, то вы можете ее остановить.
«Пассажир мог сказать: "Остановите машину, я не хочу продолжать с вами движение". И проблема была бы устранена»
Во-вторых, смены водителя могут длиться по 16 часов, и в эту смену мы сталкиваемся с кучей раздражителей. Я не говорю, что пассажиры — это раздражители (хотя работать с людьми, конечно, непросто). Но вокруг есть дорожная обстановка, поведение других водителей, состояние дорожного полотна. Факторов, которые водитель держит в поле внимания, очень много. Вызывать водителя на эмоции не стоит.
«Когда водитель ежесекундно отвечает за свою жизнь, жизнь пассажира и целостность автомобиля, дополнительная психологическая нагрузка — это лишнее»
Но, конечно, в любой ситуации нужно уметь держать себя в руках. Человеку никоим образом не следует реагировать на хамство и провокации. Тем более, если мужчина пишет, что он руководитель (строительной фирмы. — Прим. ред.), — на нем повышенная ответственность, с него берут пример его подчиненные. Его действия на видео попадают под определенные статьи. А если бы водитель получил более серьезные повреждения, то могла бы наступить и уголовная ответственность.
В завершение хочу подчеркнуть одну важную вещь. Я не слышал, чтобы кто-то об этом говорил, но это очень поможет пассажирам понимать водителей. Почему при поездке вы ощущаете резкие рывки и торможения? Потому что любой водитель стоит перед дилеммой. В идеале водитель должен держать до впереди идущего автомобиля дистанцию примерно в две машины. Это позволяет вовремя на всё реагировать, вести плавно.
«Багаж, сумки, личные вещи не должны скатываться, пассажиров (особенно маленьких) не должно тошнить. Плавно, и только плавно»
Но таким длинным окном, естественно, пользуются другие водители. Они раз за разом втыкаются в свободные окна, и таксиста начинает это выводить. Такое ощущение, что из тебя делают дурака, и ты в итоге двигаешься в два раза медленней. Да и пассажир может задать вопрос: «Уважаемый водитель, мы будем пропускать другие машины или ехать? Я вообще-то тороплюсь».
Водитель оказывается между двух огней. Если водишь плавно — впереди образуется окно, и в него обязательно кто-то залезет. А иначе приходится предсказывать поведение впереди идущей машины, что не всегда получается. И начинаются резкие рывки — хотя, конечно, они не должны быть постоянными. Если пассажира это не устраивает, он может предложить водителю свою манеру вождения. Но, пожалуйста, запомните одно: водитель никогда не хочет вывести вас из себя, водитель хочет только доставить вас до места.
Ранее скандальный пассажир лично поспорил с читателями E1.RU.
Прочитайте другие колонки Владимира. Например, о том, как и зачем вас оценивают таксисты, и о трех типах водителей, которые бесят.