На Урале прошла гражданская панихида по жертвам сталинских репрессий. Ее датой уже традиционно стало 11 июня, день поминовения усопших в Троицкую субботу.
Панихиду провели власти Екатеринбурга вместе с горожанами. Для этого они приехали к мемориалу, находящемуся на 12-м километре Московского тракта. Среди участвовавших — люди, на себе испытавшие репрессии, их дети, а также просто неравнодушные.
Один из потомков репрессированных — Георгий Бабкин. Он был десятым ребенком в семье священника Антона Бабкина. В августе 1935 года священнослужителя арестовали, а уже в сентябре — расстреляли.
— Расстреляли здесь. Восемь человек. Придумали причину. Кто-то пришел к моему отцу в церковь, люди сидели, разговаривали. А техничка... Они же все тогда работали как агенты КГБ. И техничка рассказала: «Вот они сидели, а один из них (не мой отец, а какой-то другой) сказал: "Сейчас время такое, идут немцы, Европу завоевывают. А если они к нам придут, как думаете, удержится наша власть или не удержится?"» За эти слова тех восьмерых, кто разговаривал, забрали и расстреляли. Всех расстреляли. Всех, — рассказал мужчина.
Двух его братьев впоследствии призвали на фронт, они погибли. Сегодня в живых остались только сам Георгий и его сестра.
— Хорошо, что здесь мемориал организовали, похоронили. Хотя бы есть где помянуть, — говорит екатеринбуржец.
С конца 1920-х по конец 1950-х в Свердловске арестовали около семи тысяч человек. Многих из них расстреляли, некоторые погибли в лагерях. При этом под Екатеринбургом до сих пор ищут массовые захоронения репрессированных и рассказывают о них детям. Почитайте научную работу шестиклассника из Екатеринбурга о детском доме, в который ссылали детей врагов народа.
Другая памятная дата, посвященная жертвам политических репрессий, — 30 октября. В этот день в городе проходит «Возвращение имен». Однако его организатора, историко-просветительское общество «Мемориал» (было признано иноагентом), ликвидировал Верховный суд. Глава екатеринбургского «Мемориала» назвал это решение «похожим на шизофрению».