В районе Уктус на юге Екатеринбурга, совсем недалеко от жилых домов, есть забытое кладбище. Там похоронены воины, которые погибли от ранений, полученных время Великой Отечественной войны. Вот только до самого кладбища практически никому нет дела. Еще несколько лет назад на могилы можно было наткнуться, просто гуляя по району.
В последние годы тут хотя бы начали проводить субботники — студенты медколледжа и бывшие сотрудники танково-артиллерийского училища приводят захоронения в порядок, установили указатели и небольшое ограждение, чтобы на могилы не заехали на машинах. Еще поставили пирамиды со звездами, чтобы показать, что тут лежат погибшие солдаты.
В 80-е часть захоронений перенесли на одно из крупнейших в городе Широкореченское кладбище, но массовым этот процесс не был. 163 могилы военных, раненных в боях и умерших в госпиталях Свердловска, так и лежат на этой земле вместе с могилами мирных жителей. Причем лежат они, по сути, даже не на кладбище. И в этом главная проблема.
— Вопрос в том, что кладбище само по себе не узаконено и не имеет кадастрового номера. Практически ничего и никого не останавливает от возможного сноса. Останавливает только то, что там захоронения, связанные с Великой Победой, — говорит Илья Коровин, глава благотворительного фонда «Мемориал Романовых», который пытается спасти памятное место. — В 1981 году произошла достаточно формальная церемония переноса останков на Широкореченское кладбище.
«На Уктусском кладбище документально подтвержденными остаются 163 могилы военных, а рядом с воинским около 60 гражданских захоронений 30–40-х годов»
Несколько лет назад казалось, что кладбищем займутся основательно. Потому что докладывали об этом, по сути, самому Путину, но чуда не произошло.
— В 2019 году на уровне федерации было принято решение о реконструкции воинских захоронений, были выделены достаточно большие деньги. А в начале сентябре прошлого года президенту было доложено, что все воинские захоронения в городах славы будут восстановлены. Я был полностью уверен, что что-то произойдет. Но, как видите, там конь не валялся, — говорит Илья Коровин.
Депутат екатеринбургской гордумы от Чкаловского района Дмитрий Сергин тоже уже много лет пытается обратить на кладбище внимание всех возможных органов, но все эти годы — безуспешно.
— Я пытался обосновать во все инстанции, что нужно начинать с правового статуса земли, но все ответы, которые мне приходят, довольно поверхностные. Никто не вникает в глубину и в суть. Я обращался к губернатору, в прокуратуру и городскую, и областную... Из тех ответов, которые есть, выходит, что вся надежда на волонтеров. Я уже не знаю, в какую сторону копать, руки опускаются, — признается Дмитрий Сергин.
«Некоторые говорят, что весь Екатеринбург стоит на кладбищах и что на это не надо обращать внимание. Но у того, кто не помнит предков, нет будущего»
По словам Дмитрия Сергина, когда-то там начали хоронить погибших военных, а потом люди увидели могилы и стали подхоранивать своих погибших близких. Так погибшие во времена Великой Отечественной войны оказались рядом с мирными жителями. Но сейчас все они, по сути, лежат не на кладбище.
Если удастся разобраться с правовым статусом земли, привести кладбище в порядок, будет гораздо проще. Но нюанс в том, что часть территории — это лесной фонд, где кладбища по закону быть не может вовсе.
— Первое, и самое важное, что нужно сделать: узаконить территорию, чтобы она получила кадастровый номер и статус кладбища. А для этого около 500 квадратных метров придется выделить из лесного фонда, потому что по документам на территориях лесопарков кладбища не размещают, — говорит Илья Коровин.
Пока же, до переоформления статуса земли, вся надежда остается только на волонтеров и местных жителей.
— То что они [волонтеры] сделали, то что они устраивают субботники и поставили эти пирамидки со звездочками — стало, конечно, лучше. Но этого все равно не хватает, — признается Илья Коровин.
Рассчитывать пока остается только на студентов и бывших военных, но этого недостаточно.
— Можно силами энтузиастов и волонтеров содержать кладбище, но пока статус не будет определен, сделать что-то существенное, практически невозможно, — добавляет Дмитрий Сергин.
У людей, заинтересованных в узаконивании кладбища, уже есть план, что там нужно сделать. Но упирается все в оформление документов и бюрократию.
— Уже после оформления нужно привести территорию в надлежащий вид. Будет необходимо провести раскопки, чтобы доказать, что это действительно кладбище, а не какие-то фальсифицированные холмики. Хотя ничто на это и не указывает, — говорит Илья Коровин. — Второе — для всех поставить единый камень: красно-черный гранит, на обратной стороне которого будут указаны имена всех вместе со званиями. А саму территорию закольцевать ограждением, возможно, с гранитными столбиками, очистить ее от мусора и выделить каждую могилку.
Пару месяцев назад к ситуации с Уктусским кладбищем подключились Союз ветеранов и правящая партия страны, но говорить о том, что их внимание превратит забытое воинское кладбище на Уктусе в место, где будут должным образом покоиться 163 солдата, воевавшие за свою страну и получившие раны, от которых не смогли оправиться, пока преждевременно.
Посмотрите, как забытое кладбище на Уктусе выглядит сейчас. Если вам покажется, что там все плохо, подумайте о том, что пять лет назад все было еще хуже.
На E1.RU есть целая рубрика о городских кладбищах, где похоронены бандиты, депутаты и деятели культуры. Мы рассказывали, где покоятся известные ученые и люди, создавшие и поменявшие Екатеринбург. Больше подобных текстов — по ссылке.