До 10 мая на сайте мэрии горожане выбирают логотип к 300-летию Екатеринбурга. В финальной гонке осталось десять вариантов.
Мы попросили дизайнера оценить каждый из них с профессиональной точки зрения и сказать, у кого больше всего шансов на победу. Креативный директор брендингового агентства Fenomen от Deltaplan Group Сергей Борисов подготовил подробный разбор. Публикуем его мнение целиком.
В любой задаче, связанной с разработкой идентичности, логотип — это лишь часть набора инструментов. Кроме него, важны типографика, цвета, стилеобразующие приемы, то, насколько успешно стиль сможет жить в разных каналах коммуникаций и на разных носителях. Поэтому оговорюсь сразу — мои комментарии будут даны с позиции именно бренд-дизайна.
Что ее отличает? Подход: вместо критериев «красиво/некрасиво» я порассуждаю о том, насколько эффективно, на мой взгляд, представленные варианты могут решить задачи визуальной коммуникации, которые стоят перед проектом такого сегмента, как юбилейный стиль города. При этом по умолчанию считая, что «красота — фундаментальная потребность любого человека», как говорил Вальтер Гропиус, один из основателей школы Баухаус.
«Бренд — это не про логотип, про упаковку или про рекламу. Это эмоции и ощущения, которые возникают у человека, когда он взаимодействует с ними»
В случае с таким событием, как день рождения города, это, пожалуй, про ощущение праздника. А праздник — это однозначно про позитив, про людей, с которыми приятно, и про окружение, в котором комфортно. Кому не нравится искренне улыбаться, да ведь?
Хочется, чтобы триста лет были не просто констатацией факта, суровой датой, «ну вот и триста, а дальше что», а хорошим чекпойнтом (контрольной точкой. — Прим. ред.), признанием опыта, с позиции которого хочется смотреть вперед и вверх, планировать и мечтать. А второй ключевой момент — это люди, до которых эти эмоции нужно донести.
И тут очень важно понять, кто они: горожане или гости, соотечественники или иностранцы, были они здесь или знают о Екатеринбурге только по рассказам, молодые или взрослые, или «наша аудитория — все», как не стесняются давать оценку некоторые маркетологи.
Поэтому, говоря о потенциале решения задачи-праздника, я отсею группу решений «как уже было» — городской ландшафт, силуэты достопримечательных объектов и подобное.
Все уже всё видели на других праздниках, а на нашем должно и может быть однозначно интереснее. В этой группе отдельно отмечу вариант с кованным ограждением Плотинки. Таким его воспримут горожане (да и то не все), в ином случае может возникнуть не самая приятная ассоциация с колючей проволокой.
Екатеринбург — город смелых и умных людей, не боящихся порой даже протестно отстаивать свои права на городскую среду и себя в ней. Тут не должно быть места ограничениям и заборам.
Вторая группа — идеи, которые слишком часто встречаются.
Искусство авангарда прекрасно, Екатеринбург — столица конструктивизма, туристический бренд России, построен на супрематической композиции, но неужели у нас нет ничего другого? За целых триста лет? Не может быть.
А лоскутный паттерн в сердце любого порядочного патриота разожжет олимпийской огонь Сочи-2014.
Третья группа — идеи с нейтральным характером или высокой степенью абстракции. Праздник же вполне конкретный — юбилей, и не чей-то там. Он для широких общественных масс, которым нужен понятный эмоциональный стимул.
Поэтому сюда попадают знаки бесконечности, градиенты в духе метавселенных одного бренда социальных сетей на F (запрещенного в России) и стерильно-пастельный вариант.
В итоге остается два логотипа, в которых я вижу больше всего потенциала, характера и возможности для развития в стиле, который, как мы помним из моего вступления, должен быть не просто красивым, а эффективным инструментом.
Второе место — решение, которое обладает характером. Не простым, не самым мягким, но ярким и запоминающимся. Хочется думать, что шрифт, которым набрано имя города — это не просто случайность, а осмысленный отсыл к моноширинным шрифтам цифрового кода и продуктов, на котором строится современный мир (интернет, в котором мы это читаем и работа устройств, с которых мы туда выходим).
Это возможность рассказать интересную историю о том, что, несмотря на почтенный возраст, город не застрял в истории, а продолжает быть актуальным, идет в ногу со временем и должен и может на этом пути занять лидерскую позицию.
И мой фаворит — логотип с живым характером. В нем простота и запоминаемость, возможность работать с самыми разными аудиториями и историями, быть понятным как для россиян, так и для иностранцев (ЕКБ и EKB).
Логотип про праздник и очевидную любовь к городу, а за 300 лет он ее однозначно заслужил. По моим ощущениям, он больше всего встраивается в ряд дизайн-решений масштабных и резонансных событий — таких, как, например, олимпиады разных лет.
Резюмируя, еще раз повторюсь: каким бы прекрасным и выразительным не был логотип, он один не сможет решить серьезных задач. Это роль визуальной коммуникации, для которой он может и должен послужить хорошей отправной точкой.
В современном информационном и очень насыщенном разным визуальным шумом окружении это должно быть реализовано именно комплексно. Так, чтобы вызвать те самые теплые и приятные эмоции, ведь людям свойственно запоминать хорошее. Особенно в таком непростом мире.
Согласны с автором?
Ранее на E1.RU мы устраивали голосование за обновление маршрута знаменитой «Красной линии». Уже совсем скоро она изменится, мэрия даст на это деньги. Посмотрите, каким будет новый маршрут. А еще прочитайте историю появления «Красной линии» в Екатеринбурге.