Не так часто в самом центре Екатеринбурга обнаруживаются «новые» старинные здания — куда чаще их сносят, в том числе под покровом ночи. Тем не менее совсем недавно в городе на улице Вайнера «появились» особняки XIX века.
В своей колонке общественник и предприниматель Ильдар Хабибуллин рассказывает историю этих зданий, которые мы вскоре можем снова потерять — теперь уже навсегда.
На днях рядом с перекрестком улиц Вайнера и Радищева (в прошлом Успенской и Отрясихинской) открыли высокий забор, а за ним внезапно обнаружились исторические особняки — Вайнера, 42 и 42а.
Честно, я и сам не знал о них, много лет проходя мимо ограждения с рекламой. Историей улицы интересуюсь с прошлого года, а еще больше — архитектурным наследием города в целом, поэтому поискал немного информации. Это не просто исторические особняки, а усадьба из бывшего жилого дома и лавки. Оба — объекты культурного наследия. Это и спасает (пока), но восстанавливать их никто не торопится.
Нашлись первые упоминания — конца XIX века. В 1880-х годах в усадьбе по улице Успенской (ныне Вайнера) под номером 42 владелец кирпичеделательного завода мещанин Аника Родионович Кожурин построил двухэтажный дом из собственного материала. Тогда в усадьбу входили жилой дом, торговая лавка, два флигеля, службы и баня. До наших дней относительно сохранились только дом и лавка.
К 1911 году повторяющиеся источники называют владельцем уже Семена Федоровича Батракова, торговавшего с отцом и братьями железом и изделиями. Но справочник «Весь Екатеринбург...» указывает и Кожурина, и Батракова по этому адресу. Скорее всего, речь идет только о лавке, так как у торговца железом уже была квартира рядом на Симановской (ныне — Попова), дом 4 и недвижимость на Основинской (сейчас Физкультурников), дом 39 (не сохранился).
В 1985 году, когда улица Вайнера еще была проезжей, судя по фотографиям, дома были заброшены, а двухэтажный вообще стоял без окон. В начале 1990-х лавка такой и оставалась, а бывший жилой дом Кожурина привели в порядок и неоднократно подкрашивали. Как минимум до 2004-го он эксплуатировался. Какое-то время здесь было похоронное бюро Комбината спецобслуживания (КСО), занимавшего почти полквартала в центре города.
Позже, видимо, КСО (или город) похоронил памятники за большим забором. В 2020 году «в целях обеспечения сохранности» утвердили границы территории ансамбля. Охранник парковки по соседству рассказал, что в прошлом году приходила комиссия смотреть дома на предмет наличия признака памятников. В 42-м доме много новых вставок из кирпича. У дома № 42а есть какой-то частный владелец, и они неоднократно менялись.
28 апреля 2022-го демонтировали рекламную часть более чем 12-летнего забора. Сначала прохожим главной пешеходной улицы открылась надпись художника Тимофея Ради, а потом — и умирающие фасады памятников. Что последует за «эксгумацией», неизвестно. Вышеперечисленные действия могут означать предстоящую точечную застройку рядом, а может, реставрацию или, наоборот, традиционный снос в праздничные выходные.
Горожанам есть смысл пристально наблюдать за объектами, а СМИ — найти собственников двухэтажного дома площадью 173 «квадрата» и одноэтажной лавки на 181 «квадрат» с кадастровыми номерами 66:41:0401035:90 и 66:41:0401035:130. Запросить информацию о том, что планируется в отношении домов или территории рядом, у собственников, властей и Управления госохраны ОКН. Иначе, возможно, опять всем миром будем разводить руками.
К сожалению, вопрос Ради «Что мы будем делать завтра, если сегодня некому верить?» как никогда актуален, что доказала серия порой подлых сносов старины в прошлом году. Обращаюсь к журналистам, так как простой запрос могут проигнорировать или долго отвечать на него. To be continued, как говорится.
Согласны с автором?
Ранее мы рассказывали о другом полуразрушенном здании, которое подходит для съемок фильма ужасов. Посмотрите также, что скрывается внутри особняка в самом центре города.