Сегодня на Исети человек ушел под воду. Сделал он это исключительно в профессиональных целях: водолаз пошел ко дну, чтобы обследовать городскую плотину.
В последний раз состояние бетонных конструкций так тщательно проверяли пять лет назад. За это время немало воды утекло — а значит, у сооружения могли уже появиться дефекты.
Дмитрий Санников признаётся: для него это волнительный момент. Водолаз шестого разряда сам из Екатеринбурга, но впервые опускается под воду в самом сердце города. До этого он обследовал гидротехнические сооружения по всей России, и мутной водой в родной Исети его не напугать.
— Вода такая практически везде. Работать приходится буквально вслепую. Если есть видимость хотя бы 20 сантиметров, то я уже что-то могу рассмотреть. Если ее нет, то обследую на ощупь, — рассказывает водолаз. — Оголение рабочей арматуры, подмывы бетона — это всё можно определить не глядя.
С собой у водолаза запасы кислорода на три часа и — обязательно — нож. Без него в городском водоеме не обойтись: сражаться приходится, конечно, не с морскими чудовищами, а с мусором, который бросают в воду местные жители. Ныряльщики нередко попадают в старые рыбацкие сети, путаются в проволоке или пластиковых пакетах.
Всё, что происходит с Дмитрием под водой, снимает видеокамера. Она установлена на его гидрошлеме. На суше геодезисты смотрят изображение на мониторе. Спустя всего пять минут после погружения водолаз передает свой первый подводный отчет.
— Вот тут, на поверхности, смотри: выщербление бетона, — рассказывает он. — От начала моста и до самого его конца идет разрушение защитного слоя.
Но далеко не все дефекты, даже если их будет много, могут поставить под угрозу функционирование плотины.
— По результатам обследования мы делаем отчет, заключение. Сооружение признаётся либо работоспособным, либо ограниченно работоспособным, либо аварийным, — рассказал руководитель геофизического исследования Денис Савичев. — Сейчас мы уже видим, что есть определенные дефекты, но они не говорят об аварийности сооружения.
Водолазы обычно обследуют конструкции лишь на небольшой глубине, а вот чтобы черпнуть информации со дна, в Исеть погружают специальный дрон. Он может опускаться на 70 метров под воду.
— На дроне очень хорошие камеры и хорошая чувствительность. Бывают такие моменты, что даже глаз водолаза не может разобрать какой-то предмет, а с помощью дрона это уже становится понятно, — объяснил заместитель руководителя исследований Александр Заболоцкий.
Изучать состояние плотины специалисты будут два дня, после чего результаты своих погружений передадут в мэрию Екатеринбурга.
— Последний раз капитальный ремонт плотины проводили в 2011 году, тогда меняли ее затворы, — рассказал руководитель МБУ «Водоотведение и искусственные сооружения» Артем Репин. — В этот раз после обследования будет составляться декларация безопасности, где будут указаны все нарушения, если они будут выявлены, и по предписанию Ростехнадзора будем их устранять. Но будем надеяться, что никаких серьезных дефектов выявлено не будет.
Сегодня под Екатеринбургом из-за состояния плотины закрыли единственную дорогу в поселок Исеть. Также Управление автомобильных дорог Свердловской области угрожало закрыть проезд по дамбе Среднеуральской ГРЭС для большегрузов с 20 февраля.