Накануне мусульмане отметили праздник Ураза-байрам, но жители домов на Тверитина, 16, Бажова, 225 и Мичурина, 206 ход празднования не оценили. По традиции, рано утром в день праздника мусульмане читают молитвы, а мечетей в городе не хватает. Одна из них в итоге расположилась в бывшем здании ГАИ по соседству с жилыми домами. Люди жаловались на шум и заставленный машинами двор.
— В этот день очень много людей приходит в мечеть, это обязательно. Конечно, это какой-то раздражающий фактор для населения. Утренняя молитва начинается в 6 утра. Такие же вопросы возникают и в Верхней Пышме, на Химмаше, на Репина. Для местного населения, наверное, это непривычно, но это можно сравнить с крестным ходом: люди идут ночью от Храма на Крови до Ганиной Ямы, — объяснял ситуацию глава Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фарух Мирзоев. — Людям надо относиться терпимее, религиозные обряды нельзя отменить. Я хочу извиниться, если причинили какое-то беспокойство. Но ситуацию исправить практически невозможно, потому что это будет ущемление религиозных прав.
Председатель регионального духовного управления мусульман Свердловской области Радифулла хазрат Гиндуллин говорит, что главная проблема недовольства жителей — в нехватке мечетей. И длится эта проблема уже не первый год.
— Нужно, чтобы в каждом районе города было по мечети. Не надо, чтобы они были дорогими по строительству. Главное, чтобы были теплый пол, горячая и холодная вода и стоянка для транспорта. В городе очень много пустырей и парковых зон, каких-то «пятачков», — сказал Радифулла хазрат Гиндуллин.
«Если дать землю под мечети, проблема будет решена, не будет никаких нареканий»
С ним согласна и директор Межнационального информационного центра Нурзида Бенсгиер. При этом она отмечает, что недовольство горожан — проблема не только мусульман. Во время православных праздников тоже находятся те, кому не нравятся шествия.
— Когда два раза в год вокруг мечетей собирается большое количество верующих для коллективной публичной молитвы, как того требует от них предписание их религии, такое же недовольство горожан, автомобилистов вызывает перекрытие дорог в дни крестных ходов, а жителей близлежащих к храмам домов — звон колоколов. Однако мы живем в поликонфессиональном обществе, Конституция гарантирует нам свободу вероисповедания, поэтому нам нужно учиться уважать друг друга, относиться к ценностям другого так, как хотел бы, чтобы относились к твоим, и не стигматизировать верующих людей за исполнение предписанных ритуалов, — говорит Нурзида Бенсгиер.
Что касается данного конкретного случая, то тут вопросы стоит адресовать городской администрации, отдавшей под мечеть здание, находящееся недалеко от жилых домов. Редакция обратилась за комментарием в пресс-службу мэрии, но ответа пока не получила.
— Что касается близости к домам, то направлять этот негатив и недовольство на мусульман совершенно бессмысленно. Мусульмане не выбирали это место, чтобы устроить коллективную молитву. Есть такие места, которые им предоставляются. Если бы им предоставлялись места в каких-то более удобных районах, в более удобных массивах, там бы, где это не тревожило никого, это было бы здорово, — добавила Нурзида Бенсгиер. — Но это же не значит, что речь должна идти о каких-то окраинах города, учитывая, что это культовое сооружение. Мусульмане — вторая по численности конфессия на Урале и в стране. То есть говорить о том, что Храм на Крови у нас будет в центре, а соборная мечеть где-то на выселках — такой разговор тоже недопустим.
«Нужно искать компромиссы. Вопрос о выделении участков под строительство соборной мечети до сих пор не определен»
Также директор Межнационального информационного центра ответила на претензии тех, кто обвиняет мусульман в том, что они вообще приехали в Свердловскую область.
— Есть стигматизация мусульман за то, как они исполняют свои обряды, как они молятся и как они заполняют улицы городов. Но большое заблуждение думать, что мусульмане, заполоняющие улицы вокруг мечетей — сплошь мигранты, которые все немедленно должны куда-то уехать, чтобы не причинять неудобств недовольным. Действительно, количество мигрантов из других государств среди прихожан местных мечетей велико, но величина непостоянная. Местные мусульманские общины формируются не по национальному признаку, они состоят как из жителей России — татар, башкир, чеченцев, дагестанцев, ингушей и так далее, так и из выходцев из других стран — Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, — добавила Нурзида Бенсгиер.
«Мне странно, что некоторые не готовы воспринимать как данность разнообразие нашего общества»
Второй главный праздник мусульман — Курбан-байрам, он отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Год назад от его празднования отказались из-за пандемии.