Власти Екатеринбурга объявили войну уличным художникам. Город тратит миллионы рублей на борьбу с «дикими» рисунками. В этом сезоне многочисленными граффити заполнили буквально каждую стену, в том числе в центре города. Городская служба «Водоотведение и искусственные сооружения» с наступлением тепла начала отмывать рисунки на шумозащитных экранах, мостах, плотинах и пешеходных переходах.
Очистка дается с большим трудом: слишком большие площади надо очищать, признался начальник отдела МБУ ВОИС Артем Репин.
— В переходах мы и сами работаем, и просим помощи подрядчиков. Оттираем, убираем, остается чистота, но через 2–3 дня ситуация повторяется и стены снова грязные. В этом году на решение вопросов с граффити выделено два миллиона рублей, — сказал Репин.
По словам специалиста, в последнее время стены в подземных переходах стали часто использовать для политических и экстремистских высказываний.
— Много делают надписей непонятного содержания, есть экстремистские призывы. Пишут адреса каких-то сайтов, в связи с военными действиями различные надписи всё время возникают: с призывами к войне, к «невойне». Различные мнения жители высказывают на стенах подземных пешеходных переходов, — сказал Артем Репин.
Специалисты закрашивают рисунки, а на обработанном граните используют химические материалы, которые пропитывают гранит и позволяют легко смыть краску. Коммунальщики собираются также протестировать раствор, после обработки которым рисунки будут легко смываться с гранита простой водой.
Даже если граффити красивые, их убирают.
— Художникам надо позволять рисовать там, где это необходимо. В подземных пешеходных переходах должно быть всё чисто. У нас город — третья столица, которая должна быть чистой. С художниками мы будем бороться, обращаться в органы. Если бы вышли художники с предложениями к нам выделить место для рисунков, администрация пошла бы навстречу. Но не так, как это сделано сейчас, повсюду, — рассказал Артем Репин.
Большинство произведений уличных художников так называемые «теги». Это фигурные одноцветные надписи, которые почти невозможно прочитать. На нанесение у «художников» с баллончиками уходит несколько секунд, поэтому их так много. Однако и они не просто визуальная грязь. Теггинг — старое искусство, считает исследователь граффити, депутат гордумы Константин Киселев.
Например, с помощью тегов различные группировки отмечали «свою» территорию. Существует много видов тегов, некоторые из них сродни каллиграфии. Это не всегда подпись, тегом может быть рисунок или наклейка. Некоторые из них нужно рисовать долго, а есть теги, нарисованные одной линией, без отрыва от поверхности.
— В прошлом году на асфальте Екатеринбурга появились желтые линии. Около люков, решеток, переходов через дорогу. Они украсили, на мой взгляд, серый асфальт, это тоже знаки художника. Есть теги сродни надписи «Здесь был Вася», чаще всего это мусор, но многое зависит от времени и места высказывания, — сказал Киселев.
Не стоит смотреть на все теги с одной колокольни. Это проявление жизни: если есть теги, то [у жителей города] есть стремление к субъектности. Улица живет, а вкус приходит со временем. У хороших уличных художников теги со смыслом, и они заслуживают эстетической оценки, — считает Константин Киселев.
Надо ли наказывать уличных художников за рисование тегов?
Множество граффити — это отличительная черта Екатеринбурга, на это обращают внимание все, кто перебрался в наш город из других мест. Уличные художники делают «легальные» картины и на заказ, получается красиво. Прочитайте историю 12-летнего мальчишки, который увлекался уличной культурой и даже открыл семейный бизнес.